ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС – ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Демократическим признают такое государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, всеобщим правам и свободам человека и гражданина. Демократичность государства выражается в частности и в том, что сама его организация позволяет гражданам влиять на содержание управленческих государственных решений, создает условия для реализации в них социальных интересов. Так, в соответствии со статьей 32 Конституции Республики Узбекистан «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов. Порядок осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов определяется законом».

Положения данной конституционной нормы воспроизводят статьи 21 Всеобщей декларации прав человека и статьи 25 «Международного пакта о гражданских и политических правах», что свидетельствует о соответствии национального законодательства международным документам.

Выборы в парламент и местные Кенгаши народных депутатов,   которые пройдут 22 декабря текущего года в нашей стране станут еще одним практическим шагом на пути дальнейшего укрепления национальной независимости, вхождения Узбекистана в ряд развитых демократических стран мира. Именно выборы представляют интересы различных общественных групп в органах власти и являются важной формой реального участия большинства граждан в политике.

Однако отражать мнение и волю граждан, обеспечить представительство общественных групп в органах власти выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах избирательного права, которые, с одной стороны определяют статус каждого гражданина на выборах, а с другой – характеризуют организационные демократические условия выборов: всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое голосование. В то же время, чтобы выборы признавались легитимными, они должны отвечать требованиям, сформулированным в международно-правовых актах и документах: быть свободными, справедливыми и подлинными.   

Все эти организационные демократические условия и принципы избирательного права нашли свое отражение в новом Избирательном кодексе Республики Узбекистан.

Свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Законодательно определено, что голосование на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов является свободным и тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. Тайна голосования обеспечивается созданием соответствующих условий, исключающих возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя (статья 7).

Справедливый характер выборов возникает, прежде всего, из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Следовательно, этот принцип обеспечивает равные правовые условия для всех кандидатов в депутаты от политических партий – равные возможности каждому кандидату участвовать в избирательной кампании, в доступе к средствам массовой информации и др. (статьи 14, 20,22,46,47).

Подлинные выборы также предполагают реализацию гражданами совокупных демократических избирательных и других прав. Такие выборы заранее направлены на то, что передача власти по результатам выборов должна осуществляться на основе закона.

  Подлинные выборы, кроме того, обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Не секрет, что участие в выборах – одна из основных функций политических партий во всем мире. И эволюция национального выборного законодательства показывает, что из года в год постепенно партии превращаются в главный субъект избирательного процесса. В нашей стране выборы проводятся на многопартийной основе. Все пять политических партий - демократическая партия «Миллий тикланиш», Народная демократическая партия Узбекистана, Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана, Социально-демократическая партия «Адолат» и Экологическая партия Узбекистана, которые будут участвовать в выборах, на деле покажут действенность всех законодательных нововведений.

Законодательно закреплено, что «право на выдвижение кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, депутаты местных Кенгашей народных депутатов предоставляется исключительно политическим партиям» (статья 37 Избирательного кодекса). С 18 октября по 7 ноября партии уже провели свои съезды, курултаи и пленумы, на которых выдвинуты кандидаты в депутаты нижней палаты парламента и местных кенгашей.

        Несомненно, выдвижение кандидатов в депутаты, которое регламентируется уставами, является важным и ответственным моментом, так как на этом этапе определяются лица, которые потенциально могут оказаться во власти. Законодательно определено (статья 70 Избирательного кодекса), что «выдвижение кандидатов в депутаты политическими партиями начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов. Выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется высшими органами политических партий. Политические партии правомочны выдвинуть сто пятьдесят кандидатов в депутаты — одного кандидата в депутаты по каждому избирательному округу. Одно и то же лицо может быть представлено кандидатом в депутаты только по одному избирательному округу. Порядок подбора кандидатов в депутаты определяется политическими партиями. Число женщин должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии. Политические партии правомочны выдвинуть кандидатом в депутаты членов своей партии или беспартийных. О выдвижении кандидатов в депутаты составляется протокол».

Как видим, главной государственной задачей является регламентация минимальных и необходимых правовых требований к процедуре отбора и выдвижения кандидатов. Это позволит гарантировать независимость партий в вопросе выдвижения кандидатов, а также обеспечить сам процесс демократичности процесса выдвижения кандидатов. Так, согласно Избирательному кодексу статье 71 требованиями, предъявляемыми к кандидатам в депутаты Законодательной палаты, являются следующие: «правом быть избранным в Законодательную палату обладают граждане, достигшие ко дню выборов двадцати пяти лет и постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет».

Вместе с тем, законодательно определены лица, которые не подлежат регистрации кандидатами в депутаты Законодательной палаты. К ним относятся - граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления; - граждане, которые последние пять лет до дня выборов постоянно не проживали на территории Республики Узбекистан; - военнослужащие Вооруженных Сил Республики Узбекистан, сотрудники Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, других военизированных подразделений; - профессиональные служители религиозных организаций и объединений.

Интересен опыт зарубежных стран в этом вопросе. К примеру, в разных странах мира часто на уровне Конституции и специальных законов, так же, как и у нас устанавливаются дополнительные квалификационные требования относительно кандидатов в депутаты. Например, в Ирландии и Дании от кандидата требуется наличие безупречной репутации, в Италии и Турции — отсутствие судимости, в странах англосаксонской правовой системы — платежеспособность. В законодательстве многих стран, а именно: Ирландии, Испании, Литве, Румынии, Словакии, Турции, Финляндии, Хорватии, встречается положение, что кандидатом на парламентских выборах не может быть лицо, которое находится на военной или публичной службе. В Словакии и Турции кандидат не может занимать должность судьи или прокурора, в Румынии — Омбудсмана. Интересно, что в Турции кандидатом на парламентских выборах не может быть преподаватель высшего учебного заведения. Конечно, каждая страна вправе самостоятельно определять эти требования, исходя из собственного опыта и воззрений.

Однако важно отметить, что соответствующие ограничения имеют ряд целей. Во-первых, обеспечить прохождение в парламент лиц, которые имеют безупречную репутацию; во-вторых, разграничить бизнес и политику; в-третьих, обеспечить равенство кандидатов и сделать невозможным использование административного ресурса.

После регистрации кандидатов в депутаты начинается основной этап избирательной кампании — предвыборная агитация, позволяющая кандидатам ознакомить избирателей с предвыборными программами и завоевать их поддержку.

Сегодня ясно одно, что многое зависит от нас, избирателей. Фактически выборы - это экзамен политической культуры всего нашего общества. Экзамен и для политических партий – главных субъектов избирательного процесса и для избирателей. Потому что, делая свой выбор, мы выражаем свое мнение о том, каким людям доверяем в дальнейшем развивать и совершенствовать законодательную базу страны. И это большая ответственность. Ведь законы должны работать на экономику страны и улучшение благосостояния граждан. А выполнять такую важную миссию могут только высокие профессионалы, люди, обладающие авторитетом, четкой принципиальной позицией, богатым опытом практической деятельности, огромной ответственностью перед избирателями. А если же знания поверхностны и недостаточны, то сможет ли такой человек мыслить масштабно, системно и принимать решения, влияющие на судьбу страны? Конечно, нет! Представитель народа должен быстро реагировать на вызовы современности, чтобы законодательная база соответствовала требованиям времени. И для этого важно знать проблемы людей, вникать в их заботы, общаться с ними. Таковы требования современности.

Что касается политических партий, то они сегодня не только продвигают своих кандидатов в депутаты, но и стремятся обрести поддержку своих идей, популяризировать свои программы с целью расширения электората и партийных рядов, тем самым усилить свой потенциал. Поэтому в эти дни начавшейся предвыборной агитации в соответствии с законодательством партиям предоставлены равные возможности предвыборной агитации, что поможет избирателям сделать осознанный выбор. Активное же участие пяти политических партий в данном процессе свидетельствует о том, что в нашей стране создана достаточная правовая база для проведения демократических выборов в соответствии с общепризнанными международными избирательными стандартами и позитивным опытом развитых демократических государств.

 

  Джавакова Каринэ,

доктор философских наук, профессор