Рубить деревья – себе дороже

Уровень урбанизации в мире стремительно растет. Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, по состоянию на 2018 год в городах проживает 55 процентов населения мира (4,2 миллиарда человек), а к 2050 году этот показатель может вырасти до 68 процентов.

Расширение городских территорий, осуществление градостроительной политики без продуманной стратегии планирования природопользования и защиты зеленой инфраструктуры населенных пунктов оказывают крайне негативное воздействие на ландшафты. Массовое, бездумное уничтожение зеленых насаждений в городах влечет за собой серьезные изменения местной экосистемы, а в мировом мас­штабе — и климата.

Сейчас как никогда важно задуматься о состоянии городского зеленого фонда в нашей стране и кон­кретных мерах по его охране. Сохранение уже выращенных деревьев в населенных пунктах обеспечивает выгоды в два-три раза большие, чем инвестиции в посадку новых и уход за ними. Городские зеленые насаждения создают барьер между проезжей частью и тротуарами, защищают пешеходов от действия ветра, выхлопных газов, перегрева, снижают уровень шума. Эксперты Оксфордского университета и молодежной экологической организации «Деревья — планете» («Tree-For-The-Planet») утверждают, что посадка деревьев — лучший способ извлечения углекислого газа из атмосферы. Всего одно взрослое дерево связывает до десяти килограммов углекислого газа, поглощает до пяти килограммов за­грязнителей и выделяет до 130 килограммов кислорода в год. Деревья снижают температуру воздуха на несколько градусов, что особенно актуально для традиционно жаркого климата в нашем регионе.

Вопрос озеленения не является чем-то принципиально новым для ­Узбекистана, а представляет собой традиционный феномен, издревле являющийся неотъемлемой частью культуры народов и элементом государственной политики. История Узбекистана хранит немало знаний о его богатой и продуманной садово-парковой архитектуре, пик ее расцвета приходится на эпоху Амира Темура, который окружил столицу — Самарканд зеленым поясом, превосходившим по масштабам сам город. В трудах историков детально описываются величественные сады — Баг и Джахон-наме, Баг и Амир-заде Шахрух, Баг и Нау, Баг и Чинар, Баг и Дилкушо и другие, — разбитые в окрестностях города и признанные шедеврами зодчества.

Масштабная созидательная работа в этом направлении идет и в наши дни. В рамках утвержденной указом Президента программы «Обод кишлок» ведется озеленение территорий в сотнях населенных пунктов. Только в селе Манас Джизакской области, ставшем отправной точкой программы, было высажено свыше десяти тысяч декоративных и фруктовых деревьев. Кроме того, еще в сентябре 2017 года стартовала утвержденная Президентом Программа озеленения дорог и улиц, в рамках которой в стране к 2021 году Госкомитетом по автомобильным дорогам планируется высадить свыше 1,6 миллиона деревьев и кустарников, из которых 103 тысячи — в столице.

Невозможно оставаться равнодушным к непродуманной рубке деревьев. В социальных сетях по этому поводу размещается большое количество жалоб, публикаций и выступлений в защиту деревьев. Власти столицы совместно с Госкомэкологии наладили диалог с гражданами по данной проблеме. Общественный совет при хокимияте Ташкента уже разработал ряд предложений по внедрению механизмов инвентаризации и сохранения городских деревьев. В то же время поступают сообщения о новых фактах неправомерной вырубки и взысканных штрафах, но не об упреждающих мерах.

Обратимся к мировой практике защиты городского зеленого фонда. В Нью-Йорке и Торонто приняты местные нормативные акты, которые запрещают деятельность, причиняющую вред или приводящую к уничтожению уличных зеленых насаждений, в том числе в парках и охраняемых зонах. В Дубае считается преступлением даже уничтожение цветов как важных элементов эстетического облика города. Наказания за незаконную вырубку или причинение вреда городским зеленым насаждениям в зарубежных странах — от значительных денежных штрафов до уголовной ответственности. В Торонто штраф составляет от 500 до 100 тысяч канад­ских долларов (более 75 тысяч долларов США). В Нью-Йорке умышленное уничтожение дерева предусматривает штраф до 15 тысяч долларов или годовое тюремное заключение. В Дубае взыскивается от 150 до 300 долларов за порчу цветов и до 13 тысяч долларов — за деревья.

В Вене более 40 лет действует городской акт о защите деревьев. Удаление дерева разрешено только при определенных основаниях (старость, болезнь, риск нанесения ущерба окружающей инфраструктуре или на мес­те официально утвержденных строительных работ). Необоснованная вырубка более 20 деревьев наказывается штрафом до одного миллиона евро или шестью месяцами тюрьмы. Здесь важно отметить, что Венский акт устанавливает также обязательное компенсационное озеленение. Помимо выплаты ущерба, лицо, срубившее дерево, обязано высадить новые, что определяется объемом удаленного дерева: по одному новому — за каждые 15 сантиметров диаметра ствола. Отказ от замены деревьев влечет штраф от 700 до 42 тысяч евро. В законодательстве Узбекистана практика натурального возмещения за вырубку как таковая до сих пор отсутствует.

Весьма привлекательна зарубежная практика мониторинга зеленых насаждений, политика сохранения и приумножения территорий в зарубежных странах, а также государственная поддержка. В Канаде под эгидой федерального зеленого плана от 1992 года был создан фонд «Дерево Канады» («Tree Canada Foundation»), поощряющий граждан в выращивании и уходе за деревьями. Разработан стратегический план управления городским лесным хозяйством Торонто, нацеленный на озе­ленение 40 процентов ­городской территории (при текущем уровне 26—28 процентов). В городе действует гражданское движение «Важно каждое дерево», предложившее инициативу о высадке до 300 тысяч деревьев в год в течение 50 лет.

В Дубае реализуется проект по цифровой инвентаризации зеленых насаждений (нумерация, ведение электронной базы данных и установление спутникового мониторинга за деревьями в эмирате). Усилиями местных общественных организаций и Парка инвестиций Дубая сажаются деревья в том числе в соответствии со стратегическим планом «Видение Дубая-2020», одним из пунктов которого является расширение зеленых пространств эмирата.

В Москве действуют специализированная лаборатория и инспекция по проведению независимого контроля за состоянием объектов озеленения, в том числе вырубкой и пересадкой зеленых насаждений, а также реализацией компенсационного озеленения в натуральной форме. Кроме того, устанавливаются налоговые льготы для граждан и юридических лиц, задействованных в данной сфере. Это нацелено на стимулирование выращивания семенного и посадочного материала, производство почв, органических удобрений и средств уничтожения вредителей отечественными производителями.

Интересно, что с 2019 года мэрия Москвы запланировала реализацию семейно-экологического проекта «Наше дерево». Молодым родителям предлагается сажать именные деревья в честь новорожденного. Вместе со свидетельством о рождении будет выдаваться сертификат на посадку. Специалисты по озеленению помогут, а само растение можно будет найти по GPS-метке.

Примечателен и опыт городов Германии — Берлина и Лейпцига, где одним из направлений экологической политики является сохранение и расширение зеленых открытых зон, компенсирующих эффект «городского теплового острова» (например, озеленение крыш и стен домов). Создаются зеленые маршруты, пояса и экологические коридоры, поддерживающие особый микроклимат, здоровье и благополучие людей, а также формирующие у жителей особое отношение к городу. Учитывая необходимость устойчивого развития городской среды и условий, благоприятных для проживания человека, в стране разрабатываются и внедряются в практику научно-образовательные и воспитательные программы с целью «экологизации» сознания населения городов. Ключевое место в них занимают департаменты окружающей среды и здоровья. Они осуществляют не только надзор за состоянием местной флоры и фауны, безопасностью продуктов питания, но и проводят санитарно-эпидемиологический контроль, следят за правильным размещением и обслуживанием урн для мусора, осуществляют внедрение новых экологичных технологий.

Было бы неверным говорить об отсутствии в нашей стране необходимой правовой базы и механизмов охраны зеленой инфраструктуры. Общественный совет при хокимияте столицы с непосредственным учетом мнения общественности и при совместном обсуждении с Госкомэкологии неоднократно предлагал такие меры, как введение моратория на вырубку, создание системы мониторинга и инвентаризации городского зеленого фонда, прозрачных онлайн-механизмов выдачи разрешений, разделение компетенций контролирующих и разрешающих вырубку служб, проведение акций по озеленению совместно с гражданами, расширение парковых зон, многократное повышение штрафов, высадку осенью нынешнего года 50 тысяч деревьев.

Схожие тезисы содержались и в петиции, инициированной на портале «Mening fikrim», рассмотренной Олий Мажлисом. Парламент принял постановление об усилении ответственности за повреждение или незаконную рубку деревьев и кустарников, а также приняты правила формовки деревьев. Одновременно Госкомэкологии проинформировал о проработке вопроса повышения штрафов за срубленное дерево. Это, безусловно, будет способствовать улучшению экологической обстановки. В то же время мировая практика показывает целесообразность законодательного закрепления нормы о компенсационном озеленении. Необходимо также изучить практику введения моратория на вырубку деревьев, не относящихся к лесному фонду. Подобные меры в виде временного запрета на рубку городских деревьев были, к примеру, применены в Киеве в 2011—2016 годах. Требуют конкретизации правила санитарной рубки.

Более широко обсуждать проблемы защиты городских зеленых насаждений должны представители местных Кенгашей народных депутатов с привлечением специалистов и общественности.

В рамках реализации Программы мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан на 2016—2020 годы предусматривается развитие в Госкомэкологии информационной базы государственного мониторинга окружающей среды с внедрением геоинформационных систем (ГИС). Они обеспечивают сбор, хранение, анализ и графическую визуализацию географических данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Такие системы используются, в частности, в России (Новосибирск, Хабаровск) непосредственно для учета и мониторинга состояния городских зеленых насаждений.

Согласно данным экологов, ГИС-технологии используются при мониторинге загрязнения окружающей среды, сборе и управлении данными по охраняемым территориям. Сейчас разрабатывается проект постановления правительства «О ведении государственного учета и мониторинга объектов растительного и животного мира».

Остается открытым вопрос о введении уголовной ответственности за незаконную вырубку деревьев. Усиление административной ответственности в виде кратного повышения штрафов представляется вполне обос­нованным. Однако с учетом учас­тившихся нарушений правил природопользования в городах, а также эффективной зарубежной практики целесообразно было бы ввести меры уголовного наказания за конкретные факты незаконного преступного удаления или повреждения здоровых ­деревьев.

На уровне не только Ташкента, но и регионов видится полезным разработка конкретных планов ландшафтно-озеленительных работ в населенных пунктах с привлечением к ним широкой общественности. Не снижается актуальность и вопросов экологического воспитания и образования молодого поколения, формирования у него бережного отношения к окружающей среде.

В этом контексте хотелось бы отметить, что Указ Президента «О мерах по реализации эксперимента по улучшению инвестиционного климата в городе Ташкенте» среди прочего устанавливает ответственность столичного хокимията за сохранность благоприятного экологического состояния окружающей среды, создание зеленых зон с посадкой декоративных деревьев и цветов, защиту от незаконной вырубки деревьев и насаждений, оперативное реагирование на обращения и жалобы граждан, размещенные в социальных сетях и связанные с разного рода нарушениями. Пример Ташкентского городского хокимията, его консолидации с населением в этом направлении также должен быть воспринят и остальными органами госуправления на местах.

Хотелось бы выразить надежду, что реализация на практике полезных инициатив по защите, приумножению и совершенствованию зеленой инфраструктуры нашей страны будет по достоинству оценена новым поколением граждан Узбекистана, которые будут благодарны за сохраненное природное наследие.

Азиз ЕНГАЛЫЧЕВ,
главный научный сотрудник Института стратегических
и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.​

Источник: xs.uz