УЗБЕКИСТАН И КИТАЙ: ПРАГМАТИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ВПЕРЁД

Современный внешнеполитический курс Узбекистана строится с учётом динамично меняющейся ситуации в мире и регионе, а также масштабных внутренних преобразований, открытия экономики и страны в целом.

Продвижение внешнеэкономических интересов страны направлено на наращивание экспорта, привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий, улучшение транспортно-транзитной инфраструктуры, развитие туризма.

Главным приоритетом внешней политики Узбекистана стало всемерное улучшение отношений со странами Центральной Азии, продвижение эффективного взаимодействия в укреплении безопасности и стабильности, развитии регионального сотрудничества.Важнейшим достижением регионального сближения стал запуск по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева механизма Консультативных встреч глав государств региона.

Наряду с этим, важным приоритетом внешнеполитического курса Узбекистана является формирование многоплановой системы стратегического партнёрства и сотрудничества с ведущими государствами мира и международными организациями. Такой подход призван обеспечить эффективное решение задач модернизации экономики, поддержание стабильности и безопасности, создание благоприятных условий для сотрудничества в Центральной Азии.

На сегодняшний день Узбекистан активно развивает отношения на уровне стратегического партнерства с крупными государствами мира -США, Россия, Китай, Япония, Южная Корея и другие. Среди них особое место занимает Китай, являющийся главным торговым и ключевым инвестиционным партнером Узбекистана.

Об успешном развитии политического диалога и взаимовыгодного сотрудничества свидетельствует высокая динамика контактов лидеров наших стран. Председатель КНР Си Цзиньпин уже дважды - в 2013 и 2016 годах - совершил визиты в Узбекистан. В ноябре 2019 года состоялся визит в город Ташкент Премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, принявшего участие в заседании Совета глав правительств ШОС. В свою очередь, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в 2017 году совершил первый государственный визит в Китай, в 2018 году принял участие в саммите ШОС в городе Циндао и в апреле 2019 года во 2-м Форуме «Один пояс, один путь» в городе Пекине. В августе того же состоялся визит в КНР Премьер-министра Узбекистана А.Арипова и 5-е заседание двусторонней межправительственной комиссии.

Китай уже давно занял прочные лидирующие позиции внешнеторгового партнёра Узбекистана. Достаточно сказать, что на КНР приходится 18,7% внешнеторгового оборота Республики Узбекистан, 16,4% узбекского экспорта и 20,4% импорта в нашу страну. В 2018 году двусторонний товарооборот превысил 6,4 миллиарда долларов, поставлена цель в ближайшие годы довести его до 10 миллиардов долларов. Общий объем китайских инвестиций в 2018 году составил 6,65 миллиарда долларов и продолжает расти.

Динамично развивается узбекско-китайское взаимодействие в культурно–гуманитарном направлении, в особенности,в сферах образования, науки, техники и туризма, а также сотрудничество между регионами двух стран. В частности, быстро увеличивается приток китайских туристов в Узбекистан. Если в 2018 году он вырос на 27%, то за 9 месяцев 2019 года - на 63%, составив почти 40 тысяч человек.

Важным показателем высокого уровня стратегического партнёрства между странами стало укрепление взаимодействия и взаимная поддержка инициатив друг друга на международной арене.

Китай поддерживает инициативы Узбекистана по вопросам мирного урегулирования и реконструкции Афганистана. Узбекистан и Китай конструктивно сотрудничают в продвижении мирного процесса в Афганистане и готовы и далее расширять взаимодействие в этой области. Стороны на различных уровнях регулярно проводят консультации по данному вопросу. Представители КНР выступают в поддержку инициатив Ташкента по развитию регионального сотрудничества в Центральной Азии. Китайские эксперты внесли вклад в работу Ташкентской международной конференции «Взаимосвязанность в Центральной Азии: вызовы и новые возможности» в феврале 2019 года.

В свою очередь, узбекская сторона активно поддерживает международные инициативы КНР. Узбекистан одним из первых поддержал китайский проект «Один пояс, один путь». Президент Узбекистана уже дважды принял участие в форумах ОПОП в Пекине. Наша страна также стала одним из учредителей и членов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Активное взаимодействие и взаимная поддержка двух стран также осуществляется в рамках ООН, ШОС, СВМДА и в других многосторонних структурах.

В своих подходах к сотрудничеству с Китаем и другими странами в рамках проекта «Один пояс, один путь» Узбекистан исходит из своих национальных интересов. Особое значение придаётся качественной проработке инвестиционных и инфраструктурных проектов, обеспечению их финансовой устойчивости и экономической эффективности.

В связи с обсуждением в мировых СМИ и аналитических центрах рисков усиления долговой зависимости развивающихся стран в ходе осуществления крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, в том числе при кредитном содействии Китая и ряда других стран, уместно также отметить, что правительство Узбекистана придаёт исключительно важное значение учёту финансовых и других рисков.В этих целях Министерство финансов Узбекистана разрабатывает Стратегию управления государственным долгом, основной целью которой является предупреждение рисков кредитно-финансового взаимодействия со всеми внешними партнёрами.

Именно на основе такого подхода узбекская сторона продолжает проработку и реализацию проектов в различных сферах в рамках проекта «Один пояс, один путь», в том числе с привлечением кредитов китайских банков развития и «Фонда Шёлкового пути».

В фокусе особого внимания проекты развития транспортно-­логистического потенциала, модернизации агропромышленного комплекса, энергетики, туристической отрасли, «зелёной экономики», внедрения новых технологий и инноваций.

Важным направлением сотрудничества является раскрытие транзитного потенциала региона Центральной Азии и формирование экономического коридора «Китай - Центральная Азия - Западная Азия». Стратегическое значение приобретает проект строительства железной дороги «Узбекистан - Кыргызстан – Китай». Узбекская сторона также считает экономически целесообразным установление сквозного тарифа на железнодорожные перевозки по маршрутам проекта «Один пояс, один путь», проходящим через регион Центральной Азии.

Соответствующие инициативы, выдвинутые Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым на втором Форуме «Один пояс, один путь»в апреле 2019 года в Пекине, представляют собой основу для дальнейшего сотрудничества с Китаем в рамках двусторонних усилий по возрождению Великого шелкового пути.

Следует отметить, что взаимоотношения с КНР выстраиваются Узбекистаном на прагматичной, взаимовыгодной основе, с учётом всей совокупности факторов и приоритетов внешней политики и внешнеэкономической деятельности нашей страны.

Прежде всего, очевидна значительная экономическая составляющая сотрудничества Узбекистана с Китаем - второй крупнейшей мировой экономикой, растущим экспортёром капитала и технологий, одного из самых перспективных импортёров мира. В 2018 году китайские прямые инвестиции за рубежом составили почти 130 миллиардов долларов. По прогнозам, в 2019 году ВВП КНР превысит 14 триллионов долларов. В выступлении председателя КНР Си Цзиньпина на Второй Импортной ЭКСПО в Шанхай в ноябре 2019 года было заявлено, что в следующие 15 лет Китай будет импортировать товаров - на 30 триллионов долларов и услуг - на 10 триллионов долларов. По данным Всемирного банка, в 2017 году экспорт высокотехнологичной продукции, произведённой в КНР, составил более 650 миллиардов долларов.

Среди факторов, обусловивших высокие темпы роста торговли и инвестиционного сотрудничества с КНР: относительно невысокие цены поставок китайского оборудования и других инвестиционных товаров; довольно приемлемый технологический уровень продукции (часть которой производится в Китае на предприятиях с участием иностранного капитала); географическая близость китайского рынка.

Всё это создаёт благоприятные условия для привлечения китайских инвестиций и кредитного содействия в проекты модернизации экономики, промышленности и аграрного сектора республики. Сотрудничество с КНР позволяет с более низкими издержками и в целом более активно решать задачи модернизации экономики нашей страны.

Кроме того, для решения стратегической задачи улучшения транспортно-логистического положения Узбекистана важное значение имеет развитие сухопутных перевозок и увеличение объёмов торгового обмена между Китаем и Европой, странами Ближнего Востока через территорию стран Центральной Азии. По данным ЕС, Китай является крупнейшим источником импорта и вторым экспортным рынком ЕС, ежедневный товарооборот между Китаем и Европой составляет более 1 миллиарда евро. В 2018 году товарооборот составил 604 миллиарда евро. При этом в структуре импорта стран ЕС из КНР важное место занимают не только потребительские товары, но и индустриальные товары, машины и оборудование.

Согласно китайским данным, торговля КНР с 22 арабскими странами в 2018 году составила 244,3 миллиарда долларов, с Ираном - 36 миллиардов долларов, с Турцией - 21,6 миллиарда долларов. В 2017 году инвестиционные контракты Китая с арабскими странами составили 33 миллиарда долларов.

Хотя основная часть этого торгового и инвестиционного обмена обеспечивается перевозками по морю, с начала 2010-х годов активно развиваются сухопутные железнодорожные перевозки, большая часть которых проходит транзитом через страны Центральной Азии. Следует признать, что Узбекистан в силу отсутствия прямого выхода на Китай пока не может более эффективно воспользоваться потенциалом этого обмена.

Ташкент активно развивает двусторонние и транзитные перевозки в китайском направлении по автомобильному коридору «Узбекистан - Кыргызстан-Китай» и продвигает реализацию проекта строительства железной дороги по указанному маршруту. В осуществлении этого проекта заинтересованы Иран, Афганистан и другие страны, которым нужны кратчайшие пути доставки своих товаров в КНР.

В практике технико-экономического сотрудничества Узбекистана немало примеров осуществления крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов на многосторонней основе. Китайские банки нередко финансируют такие проекты совместно с партнёрами из Южной Кореи, Японии, Европы и многосторонними банками развития. Получила также распространение практика реализации китайскими компаниями подрядных проектов, в которых в качестве поставщиков оборудования и консультантами могут выступать европейские и другие производители.

В заключении следует подчеркнуть, что динамика развития всего комплекса узбекско-китайских отношений показывает высокую заинтересованность сторон к наращиванию торгово-экономического взаимодействия в новых условиях.

Мадина Арипова,

ведущий научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан

Источник