Индекс экономической свободы: Узбекистан улучшил свою позицию на 6 пунктов

Вчера исследовательским институтом США «Фонд Наследие» («Heritage Foundation») анонсирован очередной Индекс экономической свободы, согласно которому Узбекистан занял 108-е место из 178 стран мира, улучшив свое положение на 6 позиций (в 2020 году страна была на 114-й строчке, в 2019 – на 140-й, 2018 – на 152-й позиции).

По информации Посольства Узбекистана в США, набранное нашей страной среднее значение уровня экономической свободы составило 58,3, что по сравнению с 2019 продемонстрировал рост на 1,1 балла (в 2020 данное значение равнялось 57,2 – увеличение по сравнению с 2019 годом на 3,9 балла). Согласно Индексу, Узбекистан занимает 21-е место среди 40 стран АТР.

Индекс экономической свободы - комбинированный показатель и рейтинг, оценивающий уровень экономической свободы в странах мира. Ежегодно составляется фондом «Heritage Foundation» совместно с «The Wall Street Journal». При составлении индекса исследователи оценивают 12 критериев, объединенных в 4 группы, отражающие, по мнению авторов индекса, базовые составляющие экономической свободы:

1. верховенство закона (Rule of Law) – объединяет такие показатели, как (1) уровень обеспечения прав собственности, (2) эффективность судебной системы, (3) неподкупность государственных органов (свобода от коррупции);

2. размеры органов государственного управления (Government Size) включает в себя (4) налоговое бремя, (5) государственные расходы, (6) финансовое благополучие;

3. эффективность государственного регулирования (Regulatory efficiency) объединяет (7) свободу ведения бизнеса, (8) свободу трудовых отношений, (9) монетарную свободу;

4. открытость рынка (Market openness) предполагает оценку (10) свободы торговли, (11) свободы инвестиций и (12) финансовой свободы.

Итоговый индекс экономической свободы страны является средним арифметическим 12 компонентов. Как правило, компоненты рассчитываются на основе данных, актуальных на середину предыдущего года.

Экономики стран распределяются по пяти группам: свободные, которые набрали от 80 до 100 баллов по итогам рассмотрения всех факторов, преимущественно свободные (70−79,9 балла), умеренно свободные (60−69,9), преимущественно несвободные (50−59,9) и репрессивные (ниже 50).

В исследовании Фонда констатируется, что «в 2020 году правительство объявило о новой стратегии развития, которая включает реформирование государственных институтов, обеспечение верховенства закона, реформирование судебной системы, укрепление банковского и финансового секторов и другие улучшения, такие как сокращение государственного регулирования и обеспечение прав собственности для привлечения инвестиций».

В Индексе улучшены показатели по 7 из 12 критериев. Повышение уровня экономической свободы Узбекистана, по мнению составителей Индекса, обусловлено, прежде всего, улучшением показателей страны в сфере эффективности судебной системы (50,8 баллов, улучшение на 16,6 пунктов), а также по критерию государственных расходов с увеличением на 5.2 балла и общим уровнем - 79,9 (выше среднемирового на 10,5 баллов). Данные показатели характеризует результаты реформирования судебной системы, а также расширение бюджетных ассигнований для социальных нужд. По данным авторов Индекса, государственные расходы составили 25,9% от общего объема производства ВВП за последние 3 года, а профицит бюджета в среднем составил 1,2% ВВП.

Наивысшие показатели Узбекистан по-прежнему сохранил по индикаторам – финансового благополучия (98,3 баллов из 100) и снижения налогового бремени (92,4 баллов), что выше показателей входящих в топ-пятерки стран Индекса – Сингапура, Новой Зеландии, Австралии, Швейцарии и Ирландии.

Отмечается, что в республике приняты меры по улучшению инвестиционной среды, включая упрощение процесса приватизации и ослабление валютного контроля. Подчеркивается расширение прав миноритарных акционеров и их роли в принятии важных корпоративных решений; повышение корпоративной прозрачности, большая ясность в структуре собственности и контроля.

Вместе с этим показатели снижены по критерию свободы торговли (с 74,2 за 2019 год до 55,4 за 2020 год) и защиты права собственности – на 1,3 пункта (с 59,1 до 57,8). В исследовании отмечается, что, несмотря на наличие соглашений о преференциальной торговле, «тарифные и нетарифные барьеры затрудняют развитие, усложняющее вхождение Узбекистана ВТО». Констатируется, что в 2020 году изменения в законодательстве открыли возможности для приватизации несельскохозяйственных земель.

Источник