Экспертное сообщество: Узбекистан фактически осуществил «перезагрузку» деятельности СНГ

21 декабря т.г. состоялась экспертная онлайн-конференция, посвящённая обсуждению итогов председательства Республики Узбекистан в СНГ.

В мероприятии, организованном Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, приняли участие эксперты ведущих исследовательских институтов государств-участников СНГ.

Состоялся обстоятельный обмен мнениями по результатам председательства Узбекистана в Содружестве Независимых Государств, вкладу страны в развитие и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках данного Объединения. Дана оценка новым инициативам Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева по совершенствованию взаимодействия между странами-участниками СНГ в различных сферах.

Открывая конференцию, заместитель директора ИСМИ Санжар Валиев обозначил высокую результативность председательства Узбекистана в СНГ в 2020 году, достигнутую несмотря на сложный период пандемии. Эксперт подчеркнул, что Узбекистан сначала года предпринимал настойчивые и последовательные действия в выработке мер и механизмов, нацеленных на максимальное задействование потенциала Содружества в интересах развития всех его участников и решения возникающих проблем. Основным приоритетом Ташкент обозначил последовательное расширение и повышение эффективности многостороннего сотрудничества.

Как подчеркнул С.Валиев, под руководством Президента Ш.М.Мирзиёева Узбекистан активизировал свое участие в развитии торгово-экономической и транспортно-коммуникационной сфер, в области противодействия транснациональным вызовам и угрозам, укрепления культурно-гуманитарной составляющей сотрудничества в Содружестве. Такая линия стала прямым отражением новой открытой внешней политики и принятых стратегических направлений внутреннего развития.

К наиболее важным достижениям председательства Узбекистана можно отнести обновленную Концепцию дальнейшего развития СНГ на период до 2030 года, которая была всецело поддержана и утверждена лидерами стран-участниц на декабрьском саммите, и ряд других важных программных документов. Особо подчеркнуто, что Узбекистан рассматривает СНГ как важную и эффективную площадку для укрепления партнерства по всем направлениям политического, экономического и гуманитарного сотрудничества. Как отметил С.Валиев, новые, востребованные инициативы, выдвинутые руководством Узбекистана на итоговом саммите глав государств СНГ 18 декабря т.г., призваны продолжить интенсификацию и расширение всех сфер практического взаимодействия.

Поддерживая коллегу, заместитель директора ИМЭМО РАН Сергей Афонцев выделил важные базовые тренды, сформировавшиеся в период председательства Узбекистана. По его мнению, за этот период подготовлены и приняты документы, имеющие большую значимость для дальнейшего интеграционного движения в рамках СНГ. В их числе, новая Стратегия экономического развития в СНГ до 2030 года, которая своим содержанием демонстрирует «колоссальный качественный прорыв». Данный программный документ заложил основы по наиболее приоритетным направлениям кооперации стран участниц СНГ, в т.ч. технологической сфере, которые в силу взвешенных и практически реалистичных подходов представляют огромный интерес для реального бизнеса.

С.Афонцев акцентировал внимание участников диалога на гибкость подхода Узбекистана к учету интересов всех государств, внедренного им на платформе СНГ. Это является одним из важных достижений, которым Ташкент может поставить в заслугу своего председательства. Как показывает международная практика, наибольший динамизм и стабильность демонстрируют именно те интеграционные объединения, в которых предусмотрен подобный подход.

Заместитель директора Центра анализа международных отношений Азербайджана Гюльшан Пашаева, оценивая итоги председательства Узбекистана, отметила, что руководство страны фактически сформировало новые подходы к сотрудничеству в рамках многосторонних форматов.

Как отметила эксперт, с их помощью можно развивать не только двухстороннее, но и региональное экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, основываясь на «искренней дружбе и взаимных интересах».

Эксперт подчеркнула, что своим примером узбекские власти продемонстрировали, что международные и региональные площадки на деле могут быть эффективными, особенно, когда все стороны чётко понимают задачи и приоритеты, которые стоят перед этими организациями.

В свою очередь, заведующая сектором ИМЭМО РАН Елена Кузьмина отметила, что страны СНГ объединяет много общих интересов. К примеру, крупнейшими торговыми партнерами государств-членов в рамках Содружества являются их соседи.

Сформировался серьезный тренд, демонстрирующий необходимость интенсификации экономического взаимодействия. В этом ключе констатировалось, что в рамках СНГ успешно функционирует развитая нормативно-правовая база в различных сферах, представляющих взаимный интерес.

Существенным дополнением для консолидации общих усилий стало подписание в период председательства Узбекистана концептуальных документов, определяющих дальнейшую политику развития сотрудничества Организации на долгосрочную перспективу.

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований Санат Кушкумбаев считает, что СНГ по-прежнему является стержневой структурой, объединяющей различные этапы взаимодействия. Со слов эксперта, отрадно, что председательство Узбекистана в текущем году внесло новое дыхание в деятельность СНГ. Это было обусловлено настойчивым и последовательным продвижением в сложный период повестки, объединяющей интересы всех стран-участников.

Новая атмосфера отношений, формируемая Узбекистаном на международной арене, впечатляет региональных соседей, мотивируя всех на многоплановое сотрудничество.

Другим достижением Узбекистана в этом году эксперт назвал  подписание Концепции дальнейшего развития СНГ до 2030 года, которая определила горизонт планирования предстоящего десятилетия, внушающего большой оптимизм.

Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Алексей Дзермант подчеркнул, что Узбекистан демонстрирует здравый оптимизм на площадке председательства, который должен быть подхвачен всеми заинтересованными членами Объединения. Это связано с уникальностью площадки СНГ, которая имеет в своём арсенале ряд правовых механизмов, не пересекающихся с другими интеграционными образованиями. Так, ключевое место во внутренней повестке Содружества занимает огромный потенциал в гуманитарной сфере, которому уделяет первостепенное внимание Президент Ш.Мирзиёев. Очень важно, когда лидер нации выдвигает на международной площадке инициативы по объединению усилий по защите прав трудовых мигрантов и повышению стандартов в сфере образования и здравоохранения, получивших особую  актуальность в условиях распространения пандемии.

Весьма востребованной инициативой лидера Узбекистана эксперт назвал предложение по объединению усилий в сфере обеспечения информационной и идеологической безопасности. СНГ нуждался в новых механизмах, формах взаимодействия и общих подходах. Содружество выступает прекрасной платформой для противодействия и купирования вышеперечисленных угроз.

Начальник отдела Белорусского института стратегических исследований Антон Дударенок отметил, что период председательства Узбекистана в Содружестве прошёл весьма плодотворно. Организация проявила устойчивость и готовность принимать важные решения в тяжёлое время.

Заложены правовые стратегические основы для совершенствования деятельности СНГ, что свидетельствует об успешности правильно выбранного комплекса совместных действий. В этом ключе эксперт подчеркнул, что в рамках предстоящего в 2021 году председательства Беларусь намерена продолжить проактивный узбекский курс на укрепление статуса Организации и совершенствование институциональных механизмов взаимодействия.

Участники конференции сошлись во мнении, что в свете проведённой по инициативе Узбекистана «перезагрузки» площадки СНГ и объединяющих факторов современных вызовов, Организация в долгосрочной перспективе будет сохранять свою актуальность в качестве эффективной площадки многостороннего взаимодействия.

Источник