Стратегические приоритеты ШОС: взгляд из Узбекистана

С момента своего образования Шанхайская организация сотрудничества заняла достойное место в ряду авторитетных и влиятельных международных организаций. За истекший период ШОС стала действенным фактором безопасности, стабильности и устойчивого развития на региональном и глобальном уровне.
Об этом свидетельствует растущий интерес к сотрудничеству с ШОС целого ряда стран соседних и дальних регионов, международных и региональных организаций. По нашему твердому убеждению, в этом ключевую роль играет приверженность стран-участниц ШОС «шанхайскому духу», которая подразумевает «взаимное доверие и выгода», «равенство», «стремление к совместному развитию», «уважение к многообразию культур».
Наряду с этим, крайне важное, непреложное значение имеет строгое соблюдение принципов «открытости», «внеблоковости» и «консенсуса», которые закреплены в Хартии и других основополагающих документах Организации. На наш взгляд, приверженность этим принципам, оправдавшим себя на деле, позволит исключить возникновение споров и разногласий, которые могут не только негативно отразиться на эффективности деятельности ШОС, но и привести к ее фрагментации, формированию т.н. «групп по интересам».
Сохранение приверженности этим краеугольным принципам приобретает особую актуальность сегодня, когда складывающаяся международная ситуация характеризуется ростом напряженности и турбулентности, эскалацией вооруженных конфликтов в различных регионах мира, возрастанием масштабов новых вызовов и угроз. В этой связи особого внимания заслуживают проблемы, которые прямо или опосредованно оказывают влияние на стабильность и развитие на пространстве ШОС.
Во-первых, серьезное беспокойство вызывает нынешнее развитие ситуации в Афганистане, где на протяжении 40 лет продолжается вооруженное противостояние. Скорейшая нормализация обстановки в Исламской Республике Афганистан является одним из системных факторов мира и безопасности в нашем обширном регионе.
На наш взгляд, настало время смотреть на Афганистан не как на проблему, а как на стратегическую возможность для развития регионального сотрудничества. Общие усилия по вовлечению ИРА в систему торгово-экономических, транспортно-коммуникационных и культурно-гуманитарных связей с соседними странами внесут существенный вклад в процесс нормализации ситуации.
Узбекистан, как непосредственный сосед Афганистана, поддерживает усилия афганского народа и международного сообщества по восстановлению мирной жизни в этой стране. Благодаря взаимным усилиям Ташкента и Кабула, сотрудничество между двумя странами в последние годы получило новый, беспрецедентный импульс.
Встречи глав государств, министерств и ведомств двух стран приобрели регулярный характер. В 2017 г. лидеры двух стран провели 5 встреч на полях саммитов ШОС и ОИС (Астана), заседания Генассамблеи ООН (Нью-Йорк). 
В декабре 2017 г. Президент А.Гани посетил Узбекистан, в ходе которого были достигнуты прорывные договоренности в сферах торговли, транспортных коммуникаций, энергетики, образования. Подписано 20 документов и 40 экспортных контрактов на сумму свыше 500 млн. долл. 
За короткие сроки созданы все условия для увеличения уже в ближайшие годы объемов взаимной торговли между Узбекистаном и Афганистаном до 1,5 млрд. долл. Следует отметить, что по итогам 2017 г. двусторонний товарооборот вырос на 15%, составив около 600 млн. долл.
В знак искренней дружбы от имени Президента Республики Узбекистан Афганистану переданы в дар 25 автобусов марки «Isuzu» и 3 современных трактора марки «New Holland», произведенных в Узбекистане.
Наряду с этим создан международный логистический центр с таможенным терминалом в г. Термезе. Данный «Карго-центр» призван содействовать экспортно-импортным и транзитным грузопотокам между двумя странами с выходом на рынки стран Европы и Азии.
Важным решением, достигнутым в ходе визита афганского лидера в Узбекистан, стало строительство железной дороги «Мазари-Шариф–Герат» и линии электропередачи Сурхан – Пули Хумри. Возведение новой железной дороги призвано внести существенный вклад в экономическое восстановление Афганистана. По предварительным данным, после запуска железной дороги внешнеторговый оборот ИРА увеличится на 50%, а прогнозируемый объем транзита грузов составит около 5 млн. тонн в год. Особое значение с точки зрения решения проблем дефицита энергии, а также создания новых предприятий и рабочих мест в Афганистане имеет сотрудничество в энергетической сфере. С 2002 г. Узбекистан увеличил объемы поставок электроэнергии в 30 раз, а с января 2018 г. снизил цену на электроэнергию с 7 до 5 центов.
Рассматривая образование как один из ключевых факторов обеспечения безопасности и развития, в январе т.г. в г. Термезе открыт образовательный центр, в котором около 100 афганских юношей и девушек обучаются по свыше 30 направлениям высшего и профессионального образования.
Важным шагом на пути афганского урегулирования стала проведенная по совместной инициативе лидеров Узбекистана и Афганистана в марте 2018 г. в г. Ташкенте международная конференция «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное сотрудничество». 
В данном мероприятии высокого уровня приняли участие представители всех государств-постоянных членов Совета Безопасности ООН и стран Шанхайской организации сотрудничества. 
По ее итогам принята Ташкентская декларация, в которой определены основные цели и задачи совместных усилий: первое – разработка основных принципов мирного урегулирования и достижение по ним широкого международного консенсуса; второе – выработка механизма запуска переговоров между афганским правительством и вооруженной оппозицией; третье – принятие «дорожной карты» по содействию международным сообществом процессу национального примирения в Афганистане.
Во-вторых, современный мир сталкивается с угрозами международного терроризма, радикализма и насилия, которые приобрели беспрецедентные, глобальные масштабы. Они проникают во все общества вне зависимости от уровня социально-экономического развития, цивилизационной и культурно-конфессиональной принадлежности стран и регионов, в том числе на пространстве ШОС.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то, что проблема неделимости безопасности стала как никогда ранее острой, требуя от мирового сообщества конструктивного диалога в выработке общих подходов и адекватного реагирования на вызовы и угрозы региональной и глобальной безопасности. С учетом этого, в Узбекистане концептуально пересмотрены подходы к реализации мер по противодействию терроризму и экстремизму. 
При этом ставка делается не на борьбу с последствиями вызовов и угроз безопасности, а на борьбу за умы людей, в первую очередь, молодежи путем повышения правовой культуры, и духовно-религиозного просветительства.
В этих целях в Узбекистане созданы Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари, Центр исламской цивилизации и Исламская академия Узбекистана. Главный девиз их деятельности – «Просвещение против невежества».
Узбекистан всегда занимал принципиальную позицию в вопросах борьбы с терроризмом, идеологией экстремизма и радикализма. С этими угрозами необходимо бороться не только силовыми методами, но, в первую очередь, просвещением, особенно среди молодежи. 
В этой связи в 2017 г. на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Узбекистан внес предложение о разработке и принятии Международной конвенции о правах молодежи. Сегодня, как никогда ранее важно одно – обеспечить молодым людям всеобщий доступ к качественному образованию, создать им все необходимые условия для самореализации.
В-третьих, одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на региональную безопасность, являются проблемы обеспечения устойчивого развития стран Центральной Азии. Сохранению высоких темпов роста экономик государств региона и поступательному повышению благосостояния их населения может способствовать преодоление следующих сдерживающих причин.
Отсутствие надежной многовариантной системы транспортно-коммуникационных коридоров, обеспечивающей стабильный выход стран Центральной Азии к крупнейшим рынкам Европы и Азии. Это сдерживает их полноценную интеграцию в структуру мирохозяйственных отношений, усиливая уязвимость перед внешними вызовами и угрозами.
Правительство Узбекистана предпринимает активные меры в сфере развития транспортно-коммуникационной системы страны. В частности, на 2018-2022 гг. принята и реализуется Комплексная программа по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов. Документ предусматривает развитие национальной транспортной отрасли в соответствии с международными требованиями и стандартами с учетом перспективных потребностей национальных производителей в продвижении своей продукции на региональные и мировые рынки.
Особое значение в этом контексте имеет формирование региональной системы интегрированного управления транспортными перевозками. Она предусматривает создание правовых и институциональных основ системы сквозных транспортных тарифов, единых таможенных и иных процедур, унифицированных норм безопасности грузопотока, информационного обеспечения передвижения транспортных средств и грузов.
За прошедший год мы восстановили и модернизировали важнейшие транспортные артерии, соединяющие наши страны, запустили новые наземные и воздушные маршруты: 1) между Узбекистаном и Туркменистаном открыты новые железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб через реку Амударья, призванный стать важным участком транспортно-транзитного маршрута Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман. 
2) достигнута договоренность о скорейшем начале строительства железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай, которая может связать страны Азиатско-Тихоокеанского региона с государствами Европы и Ближнего Востока по самому короткому маршруту.
3) запущена новая железнодорожная линия Галаба-Амузанг–Хушади между Узбекистаном и Таджикистаном, официальное открытие которой состоялось в ходе первого государственного визита Ш.Мирзиёева в Республику Таджикистан 9-10 марта 2018 г. 
Реализация указанных проектов заметно повышает геоэкономическую привлекательность всей Центральной Азии как связующего звена, важного транзитно-коммуникационного узла между Востоком и Западом. Откроются новые стратегические возможности по соединению кратчайшим путем стран АТР, прежде всего, Китая, с одной стороны, и государствами Европы и Ближнего Востока, с другой.
Следует отметить, что совместными усилиями Узбекистана и Китая в 2016 г. в кратчайшие сроки был запущен в эксплуатацию железнодорожный тоннель на узбекском высокогорном перевале Камчик. Данный участок призван уже не в отдаленной перспективе стать стратегическим участком формирующихся новых международных маршрутов вдоль «Экономического пояса Шелкового пути».
Безусловно, это придаст новый мощный импульс развитию всех стран Центральной Азии как главному фактору укрепления долгосрочной стабильности и безопасности на пространстве ШОС. В результате Центральная Азии как никогда ранее станет близка к превращению из замкнутого региона в перекресток трансрегиональных транспортных маршрутов на обширной территории Евразии.
В этой связи, принимая во внимание колоссальный финансово-экономический потенциал инициативы «Один пояс, один путь», необходимо предметно определить конкретные совместные проекты, в первую очередь в сфере развития инфраструктуры и создания новых промышленных мощностей.
Вместе с тем, важно разработать и утвердить «Программу действий» по сотрудничеству в сфере создания транспортно-логистических маршрутов, связывающих Центральную Азию через Китай и Россию с рынками Юго-Восточной Азии и европейских стран.
Нынешняя структура экономик стран Центральной Азии сильно привязывает их к конъюнктуре мирового сырьевого рынка. В современных условиях диверсифицированная структура экономики является одним из главных условий не только устойчивого развития, но и социально-политической стабильности. 
В этой связи, наряду с прокладкой транспортно-коммуникационных коридоров, необходимо сосредоточить усилия на реализации совместных проектов, прежде всего, в сферах высоких технологий и инноваций. 
В частности, востребованным становится строительство по линии «Экономического пояса Шелкового пути» интегрированных промышленных парков высоких технологий и научно-инновационных кластеров, образование свободных и специальных экономических зон для создания современных производств конкурентоспособной и наукоемкой продукции. 
В этих целях важно обеспечить привлечение финансовых возможностей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а также фонда «Шелковый путь» и других международных финансовых структур. 
В целях повышения эффективности ШОС, а также успешной реализации инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» представляется важной организация прямого диалога между бизнес-сообществами для обсуждения конкретных проектов сотрудничества. Данная инициатива будет способствовать повышению уровня информированности деловых кругов наших стран о предлагаемых инициативах и проектах в рамках реализации ЭПШП, интеграции и углублению практического взаимодействия представителей бизнеса.
Реализация этих задач представляется практически невозможной без инвестиций и передовых технологий, создания новых и модернизации действующих производственных мощностей. За короткий период в Узбекистане достигнуты значительные результаты по повышению привлекательности узбекского рынка. В частности, введена свободная конвертация национальной валюты, приняты меры по совершенствованию условий для привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий, налажена деятельность 12 свободных экономических и 45 промышленных зон в целях ускоренного развития регионов страны.
В ходе визитов и встреч Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева, проведенных с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций в 2017 году (всего 21 визит на высшем уровне) заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности почти на 60 миллиардов долларов США.
В результате принятых мер, объемы привлеченных в Узбекистан иностранных инвестиций в 2017 г. превысили 4,2 млрд. долл. Это почти вдвое больше показателей 2016 г., когда объемы привлеченного зарубежного капитала достигли всего 1,9 млрд. долл.
На наш взгляд, сложно переоценить значение инвестиционных проектов, если принять во внимание взаимозависимость между «экономикой» и «безопасностью», которые невозможно рассматривать раздельно. Без экономики нельзя говорить о безопасности и, напротив, без обеспечения безопасности нельзя рассчитывать на стабильное экономическое развитие.
Одним словом, это является императивом не только с точки зрения развития экономики, но и в контексте обеспечения безопасности, укрепления иммунитета страны перед внутренними вызовами и внешними угрозами современности. Только стабильные и процветающие государства могут стать предсказуемыми и привлекательными партнерами мирового сообщества.
В целом, вызовы и угрозы безопасности, с которыми сегодня сталкиваются страны Центральной Азии, являются общими для всего мирового сообщества, в том числе пространства ШОС. Их преодоление во многом зависит от готовности партнеров к формированию общих подходов к решению проблем развития и безопасности, дальнейшему углублению многопланового сотрудничества на долгосрочную перспективу.

Б.Э.Турсунов, 
заместитель директора ИСМИ 
при Президенте Республики Узбекистан