Укрепление международных политико-экономических позиций Узбекистана в контексте председательствования в Организации тюркских государств

Укрепление международных политико-экономических позиций Узбекистана в контексте председательства в Организации тюркских государств

В ноябре текущего года завершилось председательство Узбекистана в Организации тюркских государств (ОТГ). Оно ознаменовалось важными достижениями, которые сыграли значительную роль в укреплении международных политико-экономических позиций страны. В течение своего председательства Узбекистан активно продвигал инициативы, направленные на укрепление тюркского сотрудничества, развитие торгово-экономических связей и расширение взаимовыгодных отношений со странами-участницами объединения.

Узбекистан на пути укрепления тюркского единства

В 2019 году Узбекистан, получив статус полноправного члена ОТГ, стал активным участником региональных и международных форумов, оказывая значительное влияние на принятие решений и формирование общей политической повестки Организации.

Активизация Ташкента в Организации стала в целом проявлением фундаментальной трансформации внешнеполитической деятельности страны. Это открытость, инициативность, проактивность, экономический прагматизм и, главное, ставка на многосторонность и готовность брать на себя ответственность в деле обеспечения региональной безопасности, решении вопросов глобальной повестки.

Такой подход обосновывается через диверсификацию внешнеэкономических связей, позволяет поддерживать стабильность и устойчивость экономики государства.

С момента полноправного участия в ОТГ, Узбекистан выдвинул более 50 важных инициатив, направленных на углубление сотрудничества в различных областях, более половины из которых были полностью реализованы.

Это программа «Паломнического туризма», Форум молодых предпринимателей, платформа информационных технологий, программа транспортной взаимосвязанности и координационная группа по борьбе с пандемией «Covid-19» и др. Безусловно, их реализация способствует укреплению экономического сотрудничества, развитию инфраструктуры и технологическому прогрессу стран-членов ОТГ.

Важным поворотным пунктом в процессе трансформации объединения стала Самаркандская встреча ОТГ, состоявшаяся в 2022 году. Это был Первый саммит глав-государств участников Организации после переименования Тюркского совета в ОТГ. Эксперты отмечают, что данное историческое мероприятие символизирует наступление новой эры сотрудничества и интеграции между тюркскими государствами. В значительной степени этому благоприятствует глубоко продуманная внешнеполитическая стратегия Узбекистана, с особым вниманием к развитию сотрудничества с тюркскими государствами.

Знаковым событием по итогам Самаркандского саммита стало принятие «Стратегии ОТГ на 2022-2026 годы», которая стала первой дорожной картой для реализации концепции развития тюркских стран «Видение тюркского мира 2040».

Глубоко символично, что, выступая на форуме, Президент Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул, что «нет сомнений в том, что мы вместе вступаем в совершенно новый этап развития под девизом «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему прогрессу
и процветанию».

Именно под таким лозунгом Ташкент взял на себя председательство в ОТГ в ноябре 2022 г. Это открыло перед нашей страной широкий спектр возможностей для наращивания влияния в регионе и укрепления дипломатических связей с другими государствами и международными организациями.

В то же время, Узбекистан внес существенный вклад в развитие общетюркской платформы сотрудничества и наращивание совокупного потенциала пространства ОТГ. Это объясняется, прежде всего, уникальной ролью нашей страны в тюркском мире.

Ведь она обладает не только богатым культурном наследием, стратегическим геополитическим положением, но и значительным экономическим потенциалом, который в период председательства Узбекистана был использован для содействия развитию региона, расширению торгово-экономических связей, наращиванию экспортных рынков.

Для реализации этих задач Руководство Узбекистана выработало конкретный план действий, который в качестве приоритетных целей предусматривал такие направления, как развитие на пространстве ОТГ торгово-экономических связей и транспортно-логистического потенциала, туризма, ИКТ. Также в фокусе внимания были вопросы усиления культурно-гуманитарного взаимодействия, продвижения публичной дипломатии, поддержки молодежи, улучшения институциональных основ ОТГ.

В этих целях в период председательства Узбекистана проведено более 100 мероприятий, создан ряд новых платформ практического взаимодействия.

Начали функционировать такие структуры, как Организация профессиональных союзов тюркских государств, Академия космических исследований, Географический совет, Институт предотвращения засухи, Союз нотариусов.

Установлены тесные партнерские связи с рядом авторитетных глобальных и региональных структур – Организацией Объединенных Наций и её специализированными институтами, Организацией исламского сотрудничества, Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организацией экономического сотрудничества.

Узбекистан за время председательства стремился к разносторонним и гибким формам сотрудничества, основанным на открытости, инклюзивности и включающих различные регионы и цивилизации.

Реализация Ташкентом концепции председательства способствовала созданию благоприятной среды для взаимовыгодного сотрудничества между странами-участницами, укрепления доверия и взаимопомощи, которые проявились во время землетрясений, потрясших в феврале этого года Турцию.

Узбекистан, наряду с другими тюркскими странами, активно участвовал в ликвидации последствий бедствия, направив поисково-спасательные группы, сейсмологов и медицинский персонал. Было доставлено около 160 тонн гуманитарного груза, развернут военно-полевой госпиталь, созданы пункты сбора гуманитарной помощи в крупных городах страны.

Лидер нашей страны предложил в знак глубокого уважения к светлой памяти всех безвременно ушедших объявить в странах ОТГ 6 февраля днём памяти и солидарности.

Узбекистан-ОТГ: успешные экономические и культурные проекты и стратегии сотрудничества

Особо можно отметить и об экономических достижениях нашей страны во время председательства в ОТГ. Несмотря на глобальный экономический кризис, Узбекистану удалось в этот период обеспечить устойчивый рост объемов торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в рамках Организации, заложить основу для дальнейшего развития этих сфер партнерства.

Так, созданные Инвестиционный фонд и Банк развития будут способствовать привлечению и управлению инвестициями в различные секторы экономики стран-членов ОТГ. Эти институты служат укреплению экономической интеграции и развитию промкооперации, торгово-экономических отношений между государствами, а также способствуют повышению уровня жизни и благосостояния населения региона.

Что касается торговли, то за первое полугодие 2023 г. объемы товарооборота Узбекистана с тюркскими странами увеличились на 3,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достигли более 5 млрд. долл. На 1 августа т.г. в нашей стране осуществляли свою деятельность 3284 совместных и иностранных предприятий с капиталом из стран-членов ОТГ. В сопоставлении с соответствующей датой 2022 года их количество увеличилось на 305 ед. (рост более 10%). Наблюдается наращивание объемов инвестиций из тюркских государств, которые достигли за период январь-июнь т.г. 1557,3 млрд. долл., что на 16% больше, чем за тот же период прошлого года.

Одним из важных направлений концепции председательствования Узбекистана также была работа по созданию условий для развития транспортной инфраструктуры стран ОТГ, диверсификации глобальных логистических цепочек и транспортных коридоров, формирования единой транзитной сети на пространстве тюркских государств.

В свете этого, политика Ташкента заключалась в продвижении реализации различных перспективных проектов. Среди них отдельно выделяется «Средний коридор», который, как считают специалисты, обладает большим транспортно-логистическим потенциалом. При этом объем грузоперевозок по указанному маршруту увеличился в 2022 г. примерно в 3 раза (1,5 млн тонн) в сравнении с 2021 г.

Развивая «Средний коридор», а также диверсифицируя доступ к рынкам Азии и Европы посредством продвижения строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и «Трансафганского коридора», тюркские страны смогут повысить привлекательность пространства ОТГ в качестве транс регионального транзитного моста не только самих государств-членов, но и внерегиональных игроков. Этому же служит предложение Президента Узбекистана учредить Совет железнодорожных ведомств организации, разместив дирекцию данной структуры в нашей стране.

Ташкент видит, что интеграция региона в международные цепочки добавленной стоимости и развитие экономических связей с различными партнерами требуют более широкого подхода, который не ограничивается только тюркскими государствами.

Наша страна стремится к созданию открытых и адаптивных международных партнерств, которые могут способствовать экономическому развитию и безопасности Центральной Азии в целом.

Определяя перспективы совместного движения вперед, важно также опираться на духовно-нравственные ценности, богатую историю и культуру наших народов, их многовековую дружбу, традиции добрососедства и взаимопонимания.

В данном контексте Узбекистан большое внимание уделял вопросам развития культурно-гуманитарных вопросов, включая сотрудничество в области науки, технологий, образования, здравоохранения, молодежной политики, религии, спорта и туризма.

В рамках этого были проведены совместные фестивали, концерты, дни культуры, обмены творческими коллективами. Среди них такие, как конференция по изучению вклада движения джадидов в развитие Туркестана, заседание Союза тюркских университетов, Конгресс медицины тюркского мира, заседания глав религиозных учреждений, медиафорум ОТГ.

С целью сохранения, изучения и передачи будущим поколениям бесценного наследия древней тюркской цивилизации 2023 г. был объявлен «Годом развития тюркской цивилизации».

Председательство в ОТГ– упрочение политической и экономической роли Узбекистана

В целом, председательство Узбекистана в Организации тюркских государств предоставило стране возможность укрепить свои глобальные политико-экономические позиции. Повысило имидж государства как активного участника и полноправного субъекта ОТГ, инициатора интеграционных процессов на пространстве объединения. Это также придало импульсы для всестороннего развития и усиления положения Организации на международной арене.

Стремление Узбекистана к укреплению международных позиций в контексте председательствования в ОТГ является ярким примером стратегического мышления и глобального влияния официального Ташкента. Это открывает новые горизонты для роста
и прогресса на благо своего народа и региона в целом.

По оценкам экспертов, в период своего председательства в Организации Узбекистан способствовал формированию идентичности тюркских народов, прежде всего, на культурной и экономической основе, стимулировал страны поддерживать и укреплять концепцию солидарности и братских связей.

Значимым достижением в этом направлении стало учреждение международной премии Организации тюркских государств «За вклад в единство Тюркского мира» им. Алишера Навои – узбекского поэта и мыслителя, который своими произведениями вдохновлял и объединял людей в разных тюркских странах, призывая к согласию и сотрудничеству.

В свою очередь награждение лидера государства на саммите ОТГ в Астане «Высшим орденом Тюркского мира» является красноречивым подтверждением важности и актуальности выдвигаемых и реализуемых нашей страной инициатив, а также личной роли Президента Узбекистана в укреплении общности тюркского мира.

В целом, Узбекистан и дальше продолжит прилагать политико-дипломатические усилия для продвижения общих интересов и ценностей тюркских стран на международной арене, содействовать раскрытию политического, экономического, культурно-гуманитарного потенциала стран ОТГ.

Активное участие нашей страны в работе Организации имеет важное значение также в контексте дальнейшего укрепления дружественных связей, основанных на многовековых исторических узах в масштабах всей Центральной Азии. Это послужит дополнительным толчком для функционирования механизмов регионального сотрудничества в ЦА, являющейся приоритетом во внешней политике Узбекистана.

Алишер Кадыров,

Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан

Источник