Душанбинский саммит – очередной шаг на пути дальнейшей региональной консолидации

Состоявшаяся 14 сентября т.г. в г.Душанбе юбилейная пятая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии явилась важным политическим, историческим событием, поднявшим на качественно новый уровень практическое сотрудничество между странами региона. Этот саммит завершил первый пятилетний этап сотрудничества, который подтвердил, что процесс регионального сближения обрел устойчивый, поступательный и необратимый характер.

Важно отметить, что в то время как современные международные отношения характеризуются высоким уровнем конфронтации, наблюдаются усиление геополитической напряжённости и эскалация конфликтов, Центральноазиатские государства демонстрируют обоюдное стремление наращивать региональное взаимодействие по всем ключевым направлениям, представляющим взаимный интерес.

В данном контексте саммит в Душанбе является ещё одним подтверждением решимости государств региона совместными усилиями противостоять новым вызовам и угрозам, активизировать торгово-экономическое, инвестиционное, культурно-гуманитарное сотрудничество, расширять региональную кооперацию, повышать международную субъектность Центральной Азии в мировой политике.

Следует отметить, что с момента проведения первой Консультативной встречи глав государств Центральной Азии в Астане 15 марта 2018г. данный формат стал устойчивым механизмом регионального сотрудничества, позволяющим принимать важные решения по ключевым вопросам развития Центральной Азии, обсуждать и вырабатывать общие позиции по актуальным проблемам глобальной и региональной повестки, определять перспективы дальнейшего расширения политического, экономического взаимодействия и формирования единого культурного пространства в регионе.

Благодаря общей политической воле и совместным усилиям, а также взятому странами Центральной Азии курсу на региональное сближение сегодня наши страны активно развивают диалоговые площадки с внешними акторами и внедряют новые формы экономического сотрудничества. Создаются диалоговые форматы, межгосударственные инвестиционные фонды и компании, реализуются проекты промышленной кооперации, строятся приграничные индустриально-торговые и промышленные зоны, которые становятся катализатором роста экономик стран Центральной Азии, создают прецеденты и закладывают прочный фундамент устойчивого развития и стабильности региона.

Одним из важных компонентов общерегионального развития выступают созданные 10 диалоговых форматов «ЦА плюс» с ведущими зарубежными партнерами, в рамках которых страны региона выступают с единых скоординированных и согласованных позиций, совместно продвигают общерегиональные интересы.

Безусловно, это является признанием внешними акторами международно-правовой субъектности, самостоятельности и самодостаточности нашего региона, его возрастающей геоэкономической значимости.

Следует также особо подчеркнуть, что позитивная динамика в развитии регионального сотрудничества целиком соответствуют инициативам Президента Ш.Мирзиёева, определившим Центральную Азию главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана.

Основными результатами такой политики стали укрепление добрососедства и доверия, урегулирование существующих проблем, развитие общерегионального сотрудничества, активное взаимодействие на международной арене.

В своём выступлении на Душанбинском саммите глава Узбекистана особо отметил, что «благодаря общим усилиям удалось серьезно продвинуться в решении жизненно важных вопросов и наполнить наше сотрудничество качественно новым содержанием, регулярный характер приобрели политические контакты и межпарламентские обмены, запущены различные платформы для диалога и сотрудничества».

В качестве главного результата выделено, что в Центральной Азии укрепляются стабильность и единство. Наш регион становится одним из важных центров экономического роста и инвестиционной активности, вновь возвращающего себе историческую роль транспортного хаба, соединяющего Запад с Востоком и Север с Югом.

С учетом глубокого анализа влияния глобальных процессов на устойчивое развитие региона отмечено, что возможность эффективного противодействия этим угрозам напрямую зависит от консолидации совместных усилий, направленных на углубление многопланового партнёрства.

Важным направлением обозначено расширение сотрудничества в сфере безопасности.

Было поддержано предложение о проведении регулярных совещаний по вопросам безопасности при координирующей роли секретарей Советов безопасности наших государств.

Президентом Узбекистана также инициированы Межгосударственная программа по защите и укреплению границ стран Центральной Азии и формирование Региональной системы прогнозирования, предотвращения, раннего оповещения и совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, отмечена важность продолжения совместных учений по отработке сценариев противодействия традиционным и новым угрозам безопасности.

Следует отметить, что в выступлениях всех участников форума прослеживалось общее стремление придать системный характер региональному сотрудничеству в сфере безопасности, во взаимодействии решать возникающие проблемы.

В частности, президент Казахстана К.Токаев предложил провести в 2024 году в Казахстане Диалог по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии на уровне секретарей Советов безопасности с целью совершенствования существующих механизмов взаимодействия в данной сфер.

Президент Туркменистана С.Бердымухамедов выступил с инициативой создания под эгидой ООН совещания Диалога по безопасности и сотрудничеству в Центральной Азии с целью выработки общих подходов и решений, направленных на сближение и синхронизацию усилий в деле обеспечения устойчивого, бесконфликтного развития нашего региона.

Президент Таджикистана Э.Рахмон особо отметил, что вопросы обеспечения региональной стабильности должны оставаться в центре постоянного внимания с учётом кризиса системы международной безопасности и роста конфликтного потенциала.

Президент Кыргызстана С.Жапаров актуализировав важность развития и обеспечения системы коллективной информационной безопасности по совместному противодействию киберугрозам, недопущению использования интернет-пространства, социальных сетей международными террористическими, религиозно-экстремистскими организациями, отметил необходимость тесного сотрудничества по линии Советов безопасности и компетентных органов стран Центральной Азии.

Безусловно, одним из важных практических результатов саммита стало принятие Положения о совете национальных координаторов по делам Консультативных встреч Глав государств Центральной Азии, что закладывает начало институционализации этого механизма.

В действительности, за истекший период в рамках формата проделана большая работа по выстраиванию взаимовыгодных региональных отношений, странами-участницами выдвинуты большое количество инициатив и предложений, подписаны множество документов. Изложенные обстоятельства требуют систематизации и регулирования региональных процессов.

В данном контексте учреждение института национальных координаторов позволит осуществлять мониторинг за реализацией ранее достигнутых договоренностей и соглашений, согласовывать направления деятельности и вырабатывать новые предложения по углублению взаимодействия в Центральной Азии.

В целом, итоги саммита подтвердили решимость глав государств региона совместными усилиями противостоять общим вызовам и угрозам, продвигать единую Центральную Азию в качестве надёжного фактора стабильности и безопасности на всём евразийском пространстве.

Вне всякого сомнения, решения Консультативной встречи в Душанбе придадут новый импульс дальнейшей региональной консолидации, углублению полномасштабных отношений стратегического партнерства, реализации совместных проектов, обеспечивающих взаимный рост и устойчивое развитие.

 

Аброр Фатхуллаев,

Руководитель отдела ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан