Повышается востребованность СНГ для развития и приумножения общего потенциала стран Содружества

13 октября текущего года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял участие в заседании Совета глав государств-участников Содружества Независимых Государств в г. Бишкеке.

На повестке дня были основные итоги деятельности СНГ за прошедший год, состояние и перспективы многостороннего взаимодействия в рамках Организации, актуальные вопросы регионального и международного сотрудничества.

Сегодня Узбекистан активно участвует в отраслевом сотрудничестве, реализации проектов в торгово-экономической области, антитеррористической деятельности, а также в достаточно интенсивно функционирующей системе консультаций на различных уровнях.

В последние годы наша страна присоединилась к работе 24 органов отраслевого взаимодействия, полноценно участвуя в деятельности 65 структур СНГ. Президентом Узбекистана было выдвинуто порядка 70 инициатив во многих важных направлениях. Большинство из них благодаря поддержке стран-участниц Содружества получили практическую реализацию.

В этой связи знаковым событием стала торжественная церемония вручения Президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву высшей награды Организации – Почетного знака СНГ за выдающийся вклад в укрепление отношений дружбы, добрососедства и многопланового сотрудничества.

Следует подчеркнуть, что состоявшийся саммит еще раз продемонстрировал важность площадки СНГ для динамичного развития отношений между странами-участницами в многостороннем формате. Это особенно актуально в современных условиях геополитической турбулентности и усиливающейся в мире напряженности. Как отметил руководитель Узбекистана, «последствия обостряющихся конфликтов в разных регионах мира оказывают крайне негативное воздействие на устойчивое развитие всех наших стран».

Было подчеркнуто, что сегодня продолжается поиск новых путей и механизмов сотрудничества. В этой связи отмечены стоящие перед Содружеством комплексные задачи в плане интеграционного строительства экономического, социального и культурно-гуманитарного пространства. 

Это и дальнейшее наращивание, и расширение торгово-экономических контактов, повышение вовлеченности экономик в международные транспортные и производственные цепочки, реализация инфраструктурных и инвестиционных проектов. В данном контексте знаменательна подчеркнутая Президентом нашей страны готовность к «совместной оценкt потенциальных рисков, принятию скоординированных мер и нестандартных решений» в рамках Содружества.

Тем самым, прошедшая встреча в рамках СНГ стала видным событием в судьбе Объединения. Она показала, что на фоне обострившихся глобальных и региональных вызовов, площадка Содружества не только сохраняет свою актуальность, но и выступает в качестве стабилизирующего фактора на пространстве Организации, продемонстрировала все более четко проявляющуюся тенденцию сближения его государств, ориентированного на поступательное и продуктивное развитие. 

В этой связи важно отметить, что интерес Узбекистана к углублению связей в рамках СНГ, в том числе и на региональном уровне, обусловлен исторически сложившимся взаимопереплетением экономик стран Содружества.

Необходимо отметить, что наличие потенциально емкого рынка СНГ создает благоприятные перспективы для взаимной поддержки и координации деятельности государств Содружества в сфере экономики. Это позволяет не только сохранять традиционные экономически обоснованные производственные связи, но и продуктивно развивать их. 

Так, объем взаимной торговли членов Объединения достиг в прошлом году 229 млрд. долл., а уровень накопленных взаимных прямых инвестиций (ПИИ) странами СНГ -  44,6 млрд. долл. При этом на долю Узбекистана в прошлом году пришлось 20,1% от общего объема ПИИ государств Содружества – около 9 млрд. долл.

Важно подчеркнуть, что страны Организации остаются одними из важнейших экономических партнеров нашей страны – на них приходится почти 40% всего объема внешней торговли республики или 19,2 млрд. долл. С начала текущего года объем товарооборота между Узбекистаном и государствами Содружества увеличился на 7,4%. 

Вместе с тем нельзя не отметить действующий на пространстве СНГ режим свободной торговли, который опирается на заключенное в 2011 г. соглашение, что расширяет экономическое взаимодействие в рамках положений Организации. 

Его главным преимуществом является обнуление таможенных пошлин по подавляющему большинству категорий товаров, устранение иных барьеров и ограничений во взаимной торговле. Это позволяет наращивать объемы реализации продукции национальных производителей, что способствует росту ВВП, налоговых поступлений, доходов населения и дает другие ощутимые результаты.

Вместе с тем, как справедливо подчеркнул Ш.Мирзиёев, сохраняющиеся барьеры на пути формирования полноценной зоны свободной торговли актуализируют вопрос обновления этого соглашения. 

Таким образом, эффективная платформа СНГ позволяет сконцентрировать инвестиционную, техническую, структурную и финансовую политику на наиболее важных направлениях. Успешное осуществление такого сотрудничества содействует увеличению объемов производства, расширению сбыта продукции, и выступает таким образом действенным механизмом решения многих социальных вопросов.

В свою очередь, важность площадки Содружества обусловлена и способностью решать задачу по ускорению развития инновационного сотрудничества стран-участниц, в том числе выработки общих научно-технических приоритетов, реализации совместных программ в области подготовки высококвалифицированных кадров, проектов в сфере высоких технологий, а также проведения совместных исследований.

Подытоживая, следует заметить, что прошедший саммит показал, что площадка СНГ остается для участников Организации важнейшим институтом практического взаимодействия. Это закономерно, поскольку страны Содружества являются естественными партнерами, соседями и друзьями, которых объединяют многогранные торгово-экономические, культурные и человеческие связи. Учитывая общие для всех стран-участниц СНГ цели, дальнейшее взаимодействие в рамках Объединения является для Узбекистана безусловным приоритетом.

Алексей Кустов

Главный научный сотрудник

Института стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан

Источник