Стратегическое региональное партнерство – главный итог встречи лидеров ФРГ, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана

29 сентября т.г. состоялся первый саммит лидеров Германии и стран Центральной Азии в формате «С5+1».

Исторические связи Германии с регионом, активное участие Берлина в экономическом и гуманитарном развитии центральноазиатских стран, а также взаимное стремление сторон к дальнейшему развитию и укреплению этих отношений позволили вывести их на качественно новый уровень – Стратегического регионального партнерства между Германией и Центральной Азией. Это стало основным итогом состоявшейся встречи президента и канцлера ФРГ с лидерами Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.

Центральная Азия рассматривается Берлином как важный регион, обладающий огромным природным, человеческим и экономическим потенциалом. В ФРГ исходят из того, что в силу ещё недостаточно освоенного рынка, а также естественной функции коммуникационного моста между Европой и Азией, Центральная Азия является «обширным полем» для расширения присутствия немецкого бизнеса.

Следует заметить активизацию политического диалога между Германией и странами региона. В пользу этого говорят последние саммиты и визиты высокого уровня с участием руководства Германии - в том числе визиты федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера в Узбекистан в мае 2019 года и в Казахстан и Кыргызстан в июне 2023 года; визиты президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Германию в январе 2019 года и мае 2023 года; визиты министра иностранных дел Германии Анналены Бербок в Казахстан и Кыргызстан в октябре 2022 года; саммиты ЕС-Центральная Азия в Астане в октябре 2022 года и Чолпон-Ате в июне 2023 года; первая конференция по связям ЕС-Центральная Азия в ноябре 2022 года в Самарканде.

В ходе открытого и конструктивного обмена мнениями лидеры стран отметили развитие отношений между государствами Центральной Азии и Германией за последние три десятилетия с момента установления дипломатических отношений.

Благоприятный бизнес-климат, миролюбивая и добрососедская политика стран региона способствовали углублению экономических связей с Германией. Так, только между Узбекистаном и Германией взаимный товарооборот впервые превысил один миллиард долларов, увеличившись за последние шесть лет в два раза.

Следует отметить значительную роль ФРГ в европейской политике в отношении региона Центральной Азии. Именно Берлин стал инициатором принятой в 2007 году и обновленной в 2019 году Стратегии Евросоюза по ЦА. Также Германия стояла у истоков разработки новой инициативы ЕС «Global Gateway», в которой центральноазиатский регион занимает ключевое место

В этой связи в ходе саммита лидеры подчеркнули не только разностороннее и многогранное двустороннее сотрудничество, но также и взаимодействие Германии и Центральной Азии в рамках Европейского Союза и многосторонних форматов. Была подтверждена приверженность стран к дальнейшему укреплению германо-центральноазиатского партнерства, основанного на общих ценностях и взаимных интересах, и продолжению диалога на высоком уровне.

Подчеркнута важность реализации Стратегии ЕС для Центральной Азии, ориентированной на устойчивость, процветание и региональное сотрудничество, а также деятельность ОБСЕ в осуществлении региональных проектов, в частности, в области пограничного контроля, предотвращения насильственного экстремизма, климата и безопасности, а также расширения прав и возможностей женщин.

Лидеры подтвердили свою приверженность совместной работе во имя мира, безопасности, демократии, верховенства закона и устойчивого развития при полном соблюдении норм международного права. Было подчеркнуто, что мирное разрешение конфликтов, усилия по урегулированию кризисов, дипломатия и конструктивный диалог имеют важнейшее значение.

Было обращено внимание на важную роль зон, свободных от ядерного оружия, как уникальных региональных механизмов укрепления доверия между соседями, содействия миру и сотрудничеству, а также укрепления глобальной архитектуры ядерного разоружения и нераспространения в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия.

Следует напомнить, что в 2006 году в Центральной Азии создана Зона, свободная от ядерного оружия – первая безъядерная зона в Северном полушарии, в регионе, который в свое время служил полигоном для активного развертывания и испытания ядерного оружия.

Выражена общая озабоченность ухудшением ситуации в Афганистане. Лидеры стран подтвердили твердую приверженность развитию Афганистана как безопасной, мирной, стабильной и процветающей страны, уважающей права человека и основные свободы всех афганских граждан, в особенности женщин, девочек и представителей этнических групп. Они подчеркнули важность создания инклюзивного и представительного правительства с активным участием всех этнополитических групп, соблюдения и защиты основных прав человека и фундаментальных свобод всех афганских граждан, а также восстановления экономики для достижения прочного мира в этой стране.

Поддерживая открытое и конструктивное сотрудничество в Центральной Азии, участниками встречи была высказана общая заинтересованность во включении государств ЦА в мирохозяйственные связи и активизацию общеевропейской политики в данном регионе.

Подчеркнуто, что проект ЕС Global Gateway, а также инициативы Team Europe в области водных ресурсов, энергетики и изменения климата, а также цифровой связи способствуют укреплению энергетической безопасности и расширению маршрутов поставок энергии, улучшению транспортного сообщения и построению устойчивой, климатически и экологически безопасной экономики, сельского хозяйства, энергетической системы. Германия высказала готовность поддержать эти инициативы как за счет национального вклада, так и за счет вклада ЕС.

Так, Канцлер ФРГ объявил об инициативе по созданию совместно с ЕБРР партнерства для Центральной Азии с участием нескольких доноров и партнеров, которое будет заниматься региональными экологическими и климатическими проблемами, такими как устойчивое управление водными ресурсами и землепользованием, а также региональное энергетическое сотрудничество. Реализуя трансграничные проекты, это партнерство могло бы также способствовать реализации стратегии развития коммуникаций в Центральной Азии.

Отмечена важность дальнейшего развития двустороннего торгового и инвестиционного сотрудничества между Германией и государствами Центральной Азии. Лидеры договорились поддерживать эту деятельность путем предоставления экспортных кредитов и инвестиционных гарантий. При этом сделаны акценты на важности создания благоприятного делового климата, уделяя особое внимание верховенству закона, правам человека, правам собственности и независимой судебной системе.

Кроме того, будет активизирован обмен представителями бизнеса и делегациями, что позволит расширить возможности для экономик стран и развить взаимовыгодные экономические отношения. Поддержка действующих предприятий и реализация совместных проектов будут усилены.

Следует отметить, что в 2022 году Германия стала ведущим торгово-экономическим партнером в регионе среди стран ЕС. К примеру, на ее долю пришлось почти 26% от общего объема торговли между Узбекистаном и ЕС, а из общего объема инвестиций, поступивших в нашу страну из стран ЕС в 2021 году, около 60% составили германские инвестиции, достигшие почти 5,5 млрд долларов США. В целом узбекско-германский товарооборот за период с 2016 по 2022 год увеличился в 2,2 раза - с 529,1 млн долларов до 1,2 млрд долларов, экспорт вырос в 2,4 раза - с 36,9 млн долларов до 88,9 млн долларов, импорт - в 2,2 раза - с 492,2 млн долларов до 1,1 млрд долларов.

Отражая важность экономической составляющей партнерства Германии со странами региона, параллельно с встречей лидеров Восточным комитетом немецкой экономики в Берлине был организован круглый стол для деловых кругов.

Главы Германии и стран ЦА высказались за расширение сотрудничества в области инноваций и технологий, профессиональной подготовки и совершенствования человеческого капитала, реализации потенциала трудовых ресурсов и сокращении нелегальной миграции. Также отмечена общая заинтересованность в дальнейшем расширении сотрудничества по укреплению верховенства закона, демократии, эффективного управления, в области содействия соблюдению гендерного равенства, свободы религии и убеждений, борьбы с торговлей людьми, поддержки независимых СМИ и гражданского общества.

В этой связи была подчеркнута необходимость активизации взаимодействия аналитических центров и общественных организаций, культурно-образовательного сотрудничества, в том числе в области изучения и сохранения историко-культурного наследия, укрепления отношений в сфере высшего образования и науки путем академических и научных обменов, а также возможностей для профессионального обучения.

В частности, участники договорились поддерживать преподавание немецкого языка в соответствующих учебных заведениях стран-партнеров, например, в рамках программ Гете-Института, центров немецкого языка Гете и более 50 школ PASCH (Schools: Partners for the Future). Указано, что всего в регионе немецкий язык изучают более 500 тыс. школьников, из них порядка 300 тыс. – в Узбекистане.

В заключении, основываясь на общем масштабе и глубине своих отношений, лидеры государств договорились о создании Стратегического регионального партнерства между Германией и Центральной Азией. При этом для укрепления и совершенствования сотрудничества между Германией и регионом, стороны сосредоточатся на четырех направлениях:

- экономика, энергетика и природные ресурсы;

- региональное сотрудничество и устойчивость;

- климат и окружающая среда;

- контакты между людьми.

Лидеры высказали намерение ввести регулярные консультации по этим направлениям на уровне высших должностных лиц, а также совершенствовать существующие форматы и платформы взаимодействия на уровне министерств, ведомств, организаций и общества.

В целом, Германия задает направление центральноазиатской политики ЕС. Учитывая наличие взаимного интереса, близость оценок происходящей геополитической трансформации международных отношений и политическую волю лидеров стран, можно предположить, что Центральная Азия в ближайшей и среднесрочной перспективе будет играть значительную роль во внешнеполитической повестке ФРГ и ЕС, в частности, в обеспечении ее продовольствием, востребованными полезными ископаемыми и энергоресурсами.

Шариф Ахмедов

Главный научный сотрудник ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан