Анализ особенностей экономического развития стран ЮВА (Сингапура, Малайзии)

При общей ведущей роли внутреннего спроса и ориентации на инновационное развитие Сингапур и Малайзия представляют собой различные модели интеграции в мировую глобальную экономику, считает главный научный сотрудник ИСМИ Фазилатхон АБДУЛЛАЕВА.

В Узбекистане начаты системные реформы по развитию и либерализации экономики в рамках Стратегии действий на 2017—2021 гг., которые направлены на коренные преобразования и модернизацию всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

Отказ от административно-командного управления экономикой, поэтапная реализация рыночных реформ и взвешенная денежно-кредитная политика способствовали обеспечению макроэкономической стабильности в республике, высоких темпов роста экономики, удержанию инфляции в прогнозных пределах, созданию широких возможностей и благоприятных условий для развития двустороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными партнёрами.

При этом всесторонний анализ пройденного этапа развития государства, изменяющаяся конъюнктура мировой экономики в условиях глобализации и усиливающаяся конкуренция требуют выработки и реализации кардинально новых идей и принципов дальнейшего устойчивого развития страны. В этой связи важно изучить передовой опыт зарубежных стран с высокими экономическими достижениями.

Одним из основных показателей экономического развития стран ЮВА является наличие мощной экспортной базы и природных ресурсов (80 процентов мирового производства натурального каучука, 60 процентов олова и копры, 90 процентов пряжи, более чем 50 процентов кокосовых орехов, треть общего урожая мирового пальмового масла и риса).

При этом экономический потенциал государств растёт не только за счёт развития добывающей промышленности и аграрного сектора, но и создания развитой лёгкой (текстильная, швейная, обувная отрасли) и тяжёлой (металлургическая и химическая промышленность, машиностроение, производство оборудования) промышленности, а также обслуживающих их отраслей (выпуск синтетических волокон, первичная химия).

Справка. Основными инвесторами в регионе выступают США, Китай, Япония, Гонконг, Республика Корея, Великобритания и Германия. Ключевыми получателями финансов являются Сингапур, Малайзия и Индонезия.

Основными факторами стремительного роста экономической отрасли стран ЮВА являются:

Создание свободных экономических зон (СЭЗ), что рассматривается как форма привлечения прямых иностранных инвестиций, технологий, модернизация промышленности, повышение квалификации рабочей силы и диверсификации экономики государств. Основными сферами продукции СЭЗ являются: IT-технологии (42 процента), фармацевтика и биотехнология (24 процента), электроника и информационно-сетевая инженерия (14 процентов).

Справка. На территории СЭЗ региона расположено более 3 тысяч материнских корпораций и 25 тысяч филиалов зарубежных компаний, которые обеспечивают: а) доступ к новейшей технологической базе и экспертному опыту; б) эффективное решение задач стратегического развития стран региона.

Предоставление льгот для иностранных инвесторов и отечественных предприятий. Государство предоставляет ряд преференций: упрощённый режим таможенных проверок; безлицензионное осуществление импорта; беспошлинное приобретение производственного сырья на внутреннем рынке; освобождение от уплаты налога на прибыль в первые 10 лет.

Эффективная налоговая система. В ведущих странах региона (Сингапуре, Малайзии, Индонезии) действует одноуровневая система налогообложения компаний, которая является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Справка. Доходы облагаются только на уровне корпораций. При этом дивиденды, полученные учредителями-резидентами, полностью освобождаются от налогообложения; доход нерезидентной компании, полученный из иностранных источников, не подлежит налогообложению подоходным налогом (в Сингапуре и Малайзии).

Развитие туризма является одним из важнейших катализаторов экономического развития и социального прогресса. Высокий рейтинг надёжности и налоговые льготы туркомпаний, качество гостиничных услуг, хорошо подготовленный персонал и продуманные развлекательные программы делают туристскую отрасль стран ЮВА привлекательной для туристов.
Справка. Повышение активности туристов в странах региона выражается в: а) диверсификации туристских услуг, позволяющей туристам активно воспринимать культурные ценности; б) развитии и распространении моделей «home-stay» (проживание в местной семье); в) продвижении экстремальных туров и делового туризма.

Высшее образование, подготовка и переподготовка кадров. Доля лиц с высшим образованием в таких странах, как Сингапур, Малайзия и Индонезия составляет более 50 процентов. На финансирование системы образования направлено около 38,8 процента Госбюджета. При этом крупными национальными компаниями широко используется опыт финансирования обучения и повышения квалификации своих кадров.

Справка. В системе профтехобразования есть профшколы со сроком обучения от нескольких месяцев до 1—2 лет, 5-летние технические колледжи для подготовки кадров по 20 инженерным специальностям на базе 9-летней школы, а также школы специальной подготовки (1- и 4-годичные). Вузы данных стран имеют хорошее материально-техническое обеспечение и высокие возможности трудоустройства выпускников.

Важнейшим фактором индустриализации стран ЮВА является активная роль зарубежного капитала и транснациональных компаний. В этой связи руководством данных государств проводится: а) законодательное обеспечение прав собственности государства и зарубежных компаний; б) комплексная политика стимулирования внутренних и внешних инвестиций; в) создание экспортно-производственных зон и зон свободной торговли с предоставлением налогово-финансовых преференций.

Высоко диверсифицированная экономика Сингапура, разумная политика и верховенство закона позволили ему превратиться в техногенную цивилизацию, мировой международный финансовый и торговый центр. Благоприятный инвестиционный климат, ведущие места в рейтингах экономической свободы и стабильность экономики привлекают в страну всё больше иностранных предпринимателей.

Создав базовые экономические институты, Сингапур проводил политику импортозамещения, переходя к практике «догоняющего развития» (рыночная система, зависящая от экспорта продукции в таких областях, как электроника, IT-технологии, фармацевтика и финансовые услуги) на основе широкого привлечения иностранного капитала и ориентации на внешние рынки.

Сингапурское правительство выбрало приоритетом «развитие человеческого фактора»: подъём образования и науки, здравоохранения, улучшение жилищных и материальных условий быта.

В этой связи правительством запущена государственная инициатива «Умная нация» (Smart Nation Singapore). В рамках концепции разработан ряд программ с применением высоких технологий в ключевых секторах экономики.

Здравоохранение. Создание Центра медицинской помощи и технологий робототехники, а также внедрение первой национальной системы медицинских видеоконсультаций позволяют ведущим медучреждениям страны (National University Hospital Singapore, National Cancer Centre, Changi General Hospital и др.) дистанционно отслеживать самочувствие больных с хроническими заболеваниями.

Малый и средний бизнес. В рамках программы «iSPRINT» (госпроект финансовой поддержки в сумме $20 000 для покрытия расходов на приобретение усовершенствованных IT-программ управления продажами и финансами, а также аппаратное и программное обеспечение и др.) в более чем 5 000 компаний малого и среднего бизнеса внедрены информационно-коммуникационные решения.

Электронное и мобильное правительство. Разработаны электронный («eCitizen») и мобильный («mGov@SG») порталы, которые предоставляют доступ к данным более 100 приложений различных государственных и негосударственных (больниц, университетов и др.) структур, а также около 400 электронных государственных услуг.
Образование. Для диверсификации условий обучения в Сингапуре запущена инициатива «Future Schools», в рамках которой открыто множество современнейших школ, а также осуществляется обучение школьников начальных классов программированию и компьютерному мышлению.

Финансовый сектор. Удачно стартовала и функционирует технология платежей «NFC», которая оснащена более 30 тыс. платёжных терминалов. Данный сервис позволяет оплачивать покупки, поднося совместимый телефон к платёжным NFC-терминалам, принимающим «ez-link» платежи (карта оплаты для такси, транспорта, супермаркетов и сети быстрого питания).

Логистика и снабжение. Инициатива «e-Freight@Singapore», нацеленная на интеграцию грузовых авиаперевозок и местных цепей логистики, увеличила конкурентоспособность и производительность грузоперевозок с помощью инфокоммуникационных технологий.

Туризм и ритейл. Действующий сервис «Singapore Digital Concierge» выступает локомотивом развития мобильной коммерции и услуг в стране.

Приоритетами экономического развития Сингапура являются: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику; обеспечение стабильности цен; государственная поддержка долгосрочного экономического роста; поощрение двусторонних торговых потоков, в частности экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью (электроника, продукция химической промышленности и биомедицины); формирование сильной образовательной системы.

Политическая и экономическая прозрачность, отлаженный механизм нормативно-правового регулирования, сильный рынок банковских услуг, смягчающая финансовая политика, создание «кибергородов» и научно-исследовательских парков, а также развитие кадровых ресурсов выступают основными локомотивами экономического развития Малайзии.

Экономика Малайзии делает ставку на природные ресурсы (газ, нефть, редкоземельные металлы, оловянные руды), при этом активно развиваются торговля, производство высокотехнологичной продукции (электроника, биотехнология, лёгкая промышленность), туризм, наука и медицина.

Обладая качественной и дешёвой рабочей силой, Малайзия стала «сборочным цехом» ведущих компаний мира.

Вместе с тем создание системы современных специализированных зон (СЭЗ, ЗСТ и др.), а также развитие экспортно-ориентированного производства (электротехнической и электронной промышленности, машиностроения и др.) выступили авангардом ускоренного экономического роста страны.

Экономическим успехам страны способствовала программа преобразований «Vision 2020».

Главными принципами проекта являются: формирование конкурентоспособной национальной экономики посредством создания «корпоративного национализма»; стимулирование дальнейшего роста инвестиций в частном секторе; повышение конкурентоспособности производства и экономики путём развития инновационной инфраструктуры; сдерживание инфляции; снижение зависимости от профильной иностранной рабочей силы путем подготовки высококвалифицированных кадров.

Таким образом, при общей ведущей роли внутреннего спроса и ориентации на инновационное развитие Сингапур и Малайзия представляют собой различные модели интеграции в мировую глобальную экономику.

Так, город-государство с динамичной и «глобализованной» экономикой, Сингапур является торговым и финансовым хабом для крупного экспортоориентированного рынка Малайзии. В свою очередь природно-ресурсный потенциал Малайзии обеспечивает минерально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, всецело зависящими от мирового рынка Сингапура.

В рейтинге лучших стран для ведения бизнеса «Forbes» (по результатам 2018 г.) из 200 государств мира Сингапур (8-е место) и Малайзия (29-е место) занимают лидирующие позиции. Различие наблюдается в таких разделах, как «свобода торговли», «денежная свобода», «внедрение инноваций», «технологии», «уровень бюрократии» и «коррупция», где Сингапур занимает место в первой десятке, а Малайзия отстаёт на несколько десятков позиций.

При этом самыми главными факторами роста и эффективности модели выступают расширение внешних рынков экспорта товаров и услуг, а также создание благоприятных условий для более широкого доступа зарубежных стран к крупнейшему рынку Юго-Восточной Азии.

В целом имеющиеся схожести характеристик и условий экономики Узбекистана и некоторых стран ЮВА (Сингапура, Малайзии), а также кадровый и научно-технологический потенциал Республики Узбекистан актуализируют вопрос более активного применения зарубежного опыта данных стран. В этой связи предлагается:

создание благоприятных условий для формирования специальных экономических и индустриальных зон в Республике Узбекистан в целях создания совместных малых и средних предприятий с привлечением инвестиций финансовых структур Сингапура и Малайзии;

изучение профильными организациями государственных программ («iSPRINT», «Future Schools», «e-Freight@Singapore», «Vision 2020» и др.) для выработки практических инициатив и предложений для адаптированного их использования в Узбекистане;

выработка рекомендаций по развитию сотрудничества между профильными вузами Республики Узбекистан, Сингапура и Малайзии в целях повышения профессиональной подготовки специалистов, углубления научных исследований, а также укрепления научно-технической базы университетов двух стран;

расширение культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках участия представителей узбекского бизнес-сообщества в предстоящих бизнес-форумах и международных выставках в Сингапуре и Малайзии.

Справка. В настоящее время в Узбекистане функционирует единственный вуз стран ЮВА — Сингапурский институт развития менеджмента (MDIS), в котором ведётся обучение по направлениям «Банковское дело», «Управление бизнесом», «Туризм» и «Современные IТ в бизнесе».

Источник: turon24.uz