Узбекско-индийский саммит на высшем уровне укрепил динамику развития стратегического партнёрства двух стран в новых условиях

Культурно-историческая близость, совпадение долгосрочных интересов и взаимодополняющий характер экономик Узбекистана и Индии в совокупности со стремлением обеих сторон совместно развивать многоплановое сотрудничество делают естественным процесс превращения многовековой узбекско-индийской дружбы в формат стратегического партнерства.

Подобному укреплению межгосударственных отношений особенно благоприятствует тот факт, что вопросам выведения узбекско-индийского сотрудничества на качественно новый уровень придается особое значение непосредственно руководителями двух стран. Подтверждением этому послужил состоявшийся 11 декабря текущего года виртуальный саммит лидеров Узбекистана и Индии, который прошел на фоне сложившейся непростой обстановки в мире в связи с глобальным эпидемиологическим кризисом и его экономическими последствиями.

Данная встреча позволила Президенту Ш.М.Мирзиёеву и Премьер-министру Н.Моди под занавес года подвести итоги сотрудничества, обменяться мнениями по ситуации вокруг пандемии коронавируса, а также региональным и глобальным вопросам, представляющим взаимный интерес. Более того, намечены новые планы и дальнейшие шаги по выводу стратегического партнерства между Индией и Узбекистаном на новый, еще более высокий уровень.

Виртуальную встречу, традиционно прошедшую в доверительной атмосфере, можно расценить как очередное знаковое событие, создавшее новую точку отсчета в узбекско-индийских отношений. Об этом свидетельствует солидный пакет соглашений, достигнутых по итогам саммита: лидеры приняли совместное заявление и одобрили принятие 9 межправительственных и межведомственных соглашений/меморандумов.

Более того, онлайн встреча, прошедшая в период пандемии, стала свидетельством того, что узбекско-индийские отношения не только выдержали испытание на прочность, но и продемонстрировали многоуровневое стратегическое взаимодействие.

Так, продолжается поиск возможностей для расширения взаимодействия экономик двух стран посредством ускорения процесса транспортного соединения и форсирования вопроса о заключении Соглашения о преференциальной торговле, что в комплексе позволит интенсифицировать торговые связи и довести их объем до отметки 1 миллиард долларов и выше.

Еще одним важным направлением стало инвестиционное сотрудничество. В частности, на переговорах обсуждены перспективы использования потенциала свободных экономических зон двух стран, в том числе в узбекско-индийской свободной фармацевтической зоне в Андижанской области. При этом важной договоренностью стало поручение ответственным лицам двух стран ускорить работу над заключением двустороннего инвестиционного договора, который будет способствовать продвижению и защите инвестиций

В этом плане Ш.М.Мирзиёев приветствовал привлечение потенциала Индии для инвестиций и производства в рамках флагманской программы правительства Индии «Сделай в Индии». В свою очередь, Н.Моди подтвердил одобрение кредитной линии в размере 448 миллионов долларов, которая будет предоставлена для четырех проектов развития в Узбекистане в области строительства дорог, очистки сточных вод и информационных технологий.

Все это указывает на то, что к моменту завершения кризиса пандемии Узбекистаном и Индией создана солидная база для наращивания многопланового сотрудничества по практическим направлениям, несущим взаимную выгоду.

Во-первых, стремительно расширяется двусторонняя повестка сотрудничества, в которой появляются новые драйверы. Среди них особенно перспективным и многообещающим направлением считается инновационная сфера. Благодаря заключению на нынешнем саммите меморандумов о сотрудничестве в сфере возобновляемой энергетики, цифровых технологий, кибербезопасности, Узбекистан получит возможность широко использовать технолого-инновационный потенциал Индии, претендующей на роль одного из мировых лидеров в этой сфере.

За последние годы Индии удалось обеспечить себе доминирующее положение на мировом рынке IT-услуг и программирования. Неслучайно, индийская IT-отрасль работает почти исключительно на экспорт, который составляет около 75% доходов IТ-индустрии. При этом ежегодные совокупные доходы этой отрасли страны оцениваются в размере более 175 миллиардов долларов.

Отдельного внимания заслуживает сформировавшаяся устойчивая стартап-экосистема в Индии, которая стремительно выходит на передовые позиции по количеству технологических стартапов в мире (38,7 тысяч официально зарегистрированных стартапа).

В этом контексте, очевидно, что укрепление сотрудничества в этой сфере четко вписывается в стратегические планы Узбекистана развивать информационные технологии в стране, в том числе увеличить долю цифровой экономики в ВВП страны к 2023 году в 2 раза и объема услуг в данной сфере – в 3 раза. В достижении этих целей Индия, выражающаяся готовность поделиться своим передовым опытом, может стать надежным партнером, особенно в рамках программы, разработанной по инициативе Президента Ш.М.Мирзиёева, по подготовке «миллиона отечественных программистов» к 2025 году.

Во-вторых, факт активизации лидерами обеих стран контактов по развитию транспортных коммуникаций может усилить проект «Север-Юг», который в перспективе соединит Узбекистан с Индией через Оманский залив и облегчит доставки узбекских грузов в регион Южной Азии. Бенефициарами от перспектив соединения транспортно-логистических узлов между регионами Центральной и Южной Азии станут не только две страны.

В данном контексте, необходимо иметь ввиду и Афганистан, через территорию которого пройдут транспортно-коммуникационные артерии, обеспечивающие его вовлечение в систему межрегиональной торговли.  Это, безусловно, будет содействовать урегулированию афганского конфликта, создавая социально-экономическую базу процесса достижения долгосрочного и устойчивого мира в соседней стране.

В конечном итоге откроется широкое окно возможностей для всех стран региона для использования преимуществ транзитного потенциала, укрепления позиций в формирующейся новой модели глобальных цепочек поставок и обеспечению глубокой интеграции собственных экономик в мировую экономическую систему.

В-третьих, стороны не ограничиваются приданием новой динамики исключительно узбекско-индийским отношениям. Наша страна выступает в качестве надежного проводника интересов всего региона Центральной Азии. Ярким подтверждением этого становится инициирование узбекской стороной формата диалога «Центральная Азия-Индия», которое поддерживается всеми участниками и получает высокие оценки. Деятельность этой площадки создала благоприятные предпосылки для активного взаимодействия Нью-Дели со всеми центрально-азиатскими столицами. При этом в индийских политических и экспертных кругах бытует мнение, что благодаря новому региональному курсу Узбекистана в регионе воцарилась предсказуемая обстановка, обеспечивающая общую стабильность и процветание. 

В этих условиях Нью-Дели пытается воспользоваться новыми возможностями, появляющимися в Центральной Азии. На передний план выходят цели получения индийскими компаниями свободного доступа к рынкам товаров и услуг, а также перспективным секторам экономик центральноазиатских стран, чтобы закрепиться в традиционных для себя нишах, таких как, информационные технологии и программное обеспечение, фармацевтика и медицинское оборудование, текстиль, кожаные изделия и другие.

Востребованность реализации этих задач тесно увязано с внешнеэкономическими приоритетами Индии по укреплению своих позиций в мире в качестве крупной торговой и индустриальной державы Азии. В этом контексте следует подчеркнуть, что Нью-Дели уже входит в десятку основных торговых партнеров региона. Заметного экономического присутствия в регионе индийская сторона добилась в фармацевтическом секторе. На долю Индии приходится около 30% импорта фармпродукции со стороны государств ЦА.

В целом, благодаря личным усилиям лидеров двух стран, в узбекско-индийских отношениях происходят качественные сдвиги в сторону сближения, а также обеспечения взаимосвязанности и взаимодополняемости экономик. Подобное развитие партнерства между Узбекистаном и Индией, очевидно, станет прочным фундаментом для долгосрочного взаимодействия Центральной и Южной Азии с интеграцией Афганистана в систему региональной взаимосвязанности.

Санжар Валиев,

заместитель директора Института

Стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан

 

Азиз Каримов,

ведущий научный сотрудник 

Института Стратегических и межрегиональных

исследований при Президенте Республики Узбекистан